оценка бизнес идеи гл

Оценка бизнес-идеи

Любой бизнес начинается с выбора идеи. Как только из сотен возможных вариантов выбран один или несколько подходящих, приступайте к обдумыванию деталей. Именно на этом этапе происходит оценка бизнес-идеи. В бизнес-плане рассматриваются варианты, возможные риски и сложности, строится маркетинговая стратегия и финансовая модель. Этот документ позволит применить разные методы оценки бизнес-идеи и не упустить факторы, которые могут негативно сказаться на будущей прибыли. Правда, такой подход больше применим к физическим товарам, а не к услугам.

Что имеет важность для физических товаров

Физические товары – это всё, что производится и реализуется на рынке. Такие товары можно «потрогать», оценить или сравнить с другими. В отличие от услуг, это материальные предметы или объекты. Для физических товаров фундаментальную важность имеют следующие вещи.

Объем и масса

Любой физический товар имеет определённый размер и массу. Он занимает место на складе, в контейнере, который везёт товар к месту реализации или к конечному потребителю. От веса и габаритов не зависит конечная цена. Но от этих показателей может зависеть стоимость хранения, транспортировки и прочие затраты. Порой маленький, но тяжёлый товар эквивалентен по цене большому и лёгкому.

Срок годности

В зависимости от вида физического товара, у него может быть разный срок годности, который определяется следующими факторами:

  • срок, к которому товар испортится и будет непригоден к использованию;
  • срок, к которому товар морально устареет или станет неконкурентоспособен.

Существуют товары, которые не имеют ограничений по сроку годности. Нужно учитывать этот аспект при анализе бизнес-идеи, хотя массогабаритные характеристики и экономика товара имеют наибольшую важность.

Массогабаритные характеристики и экономика товаров

На самом деле не так важно, какой объём или вес имеет товар. Главное, сколько стоит 1 кг или единица. Эту характеристику называют удельной стоимостью. Исходя из нее для каких-то групп товаров важнее их вес, а для других – объём. И под словами «дорогой» и «дешевый» товар далее в статье мы будем подразумевать именно удельную стоимость.

Например, пенопласт и цемент – достаточно дешевые товары. В первом случае измеряться он будет в кубометрах, а во втором – в килограммах. Но это не меняет удельную стоимость, которая всё равно остаётся дешевой. Совсем другое дело книги, телефоны, машины, золото, лекарства. Их удельная стоимость всегда высокая.

Причём чем ниже удельная стоимость продукта, тем больше в процентном соотношении к итоговой цене будет стоить логистика и связанные с нею процессы. Поэтому чем дешевле товар, тем сложнее и не выгоднее его перевозить с места на место. А в случае с дорогим товаром – телефоном или лекарствами, перевозки будут мене проблемными и затратными. Именно поэтому заказать новый смартфон с другого континента просто, а вот купить цемент или песок лучше в городе, где происходит стройка или ремонт.

И самое главное. Стоимость перевозки дешёвых и дорогих товаров может окупаться только большими объёмами перевозимой продукции. Иначе это не будет выгодно. Именно это и нужно учитывать при выборе и оценке бизнес-идеи, запуске собственного дела. Рассмотрим разные варианты.

Вариант первый: товар дорогой

Самый простой вариант дорогого товара – разные виды техники: телефоны, планшеты, смарт-часы, ноутбуки. На долю доставки товара от производителя к торговой точке или конечному потребителю приходится всего 0,5-5 % стоимости.

Что это значит для предпринимателя

Для человека, решившего заняться продажей таких товаров, это значит, что он может получить хорошую прибыль с любых объёмов продаж. При этом он сможет сам выбирать объёмы и продумывать более выгодную для себя логистику, учитывая ситуацию на рынке. Он не будет ограничен географическим положением и может использовать разные модели взаимодействия с клиентами.

Но и обратная сторона у медали присутствует: в этой сфере высокая конкуренция. Предприниматель будет вынужден конкурировать не только с местными продавцами, но и с другими предпринимателями по всему миру. Ведь если они предложат более выгодные условия покупки, он рискует остаться без прибыли.

Когда это плохо для предпринимателя

  • когда он не может предложить более выгодные условия поставки или более качественный товар;
  • когда нет оригинальной продукции и идеи;
  • когда он ограничен маленьким ассортиментом продукции – например, продавцы телефонов всегда реализуют вместе с дорогой техникой разные аксессуары.

Когда это хорошо для предпринимателя

  • когда клиенту предлагается что-то уникальное;
  • когда есть другие конкурентные преимущества, например, высокая скорость доставки и более низкая стоимость без потери качества в отличие от других продавцов;
  • когда можно сэкономить на логистике и других тратах, располагаясь там, где труд персонала оплачивается не высоко.

В качестве примера можно привести мультиварки: одни производятся в германии, другие – в Китае по немецкой технологии. Второй вариант выгоднее для предпринимателя, потому что себестоимость и логистика изделия будет дешевле.

Зачем в это лезть

  • можно работать с узким ассортиментом товаров и продавать его по всему миру;
  • дорогой товар быстро раскрутит бренд, если будет качественным и востребованным на рынке;
  • дорогой товар не производится массмаркетом, может конкурировать только с другими крупными брендами;
  • логистика и реклама дорогого товара всегда окупаются проще, чем дешевой продукции.

Всё это поможет выжить предпринимателю в условиях жёсткой рыночной конкуренции. Важно всё продумать и просчитать заранее. Например, если вы решили открыть магазин по продаже телефонов, планшетов, мелкой электроники и аксессуаров, можно расширить бизнес, предоставляя услуги ремонтной мастерской. Это станет вашим конкурентным преимуществом и принесёт дополнительную прибыль.

Вариант второй: товар средний по стоимости

Средними по стоимости товарами считаются разные виды мебели, отделочных и строительных материалов, крупная техника, пищевые продукты. В этом случае расходы на логистику составят примерно 5-20 % от общей стоимости продукции. Из-за этого конкуренция на рынке таких товаров будет ниже, но и прибыль получить сложнее. Важно посчитать все нюансы и учесть их при планировании и запуске бизнеса.

Пример

Удельная стоимость свинины и говядины сравнима с крупной техникой. Но при этом мясных ферм всегда больше, чем заводов, занимающихся производством техники.

Причин этому несколько:

  • мясо быстро портится и требует особых условий хранения и перевозки – удобнее покупать местный продукт, чем везти его за сотни километров;
  • корм для мясных ферм и другие необходимые товары тоже проще не возить далеко;
  • если речь идет о производстве продукции из мяса – колбас или полуфабрикатов – то расстояние уже не играет такой роли – скупку можно проводить везде.

Мелкие мясные предприятия и фермы также получают прибыль, потому что производят оригинальную качественную продукцию и находят своих покупателей. Как видите, здесь очень много нюансов, которые стоит продумать на этапе подготовки к запуску бизнеса.

Вариант третий: дешевые товары

В случае с дешевыми товарами на логистику и доставку продукта до конечного клиента может уйти более 20 % от его стоимости. Примером может стать вода, песок, цемент, кирпич, зерно, дрова, пенопласт. В бизнесе, ориентирующемся на дешевые товары, вопрос логистики – один из самых главных. Из-за высокой стоимости их перевозки по отношению к цене продукта они привязаны к определённому региону. А возить и производить их выгоднее только в больших объёмах.

Не всегда дешевые товары продаются там, где производятся. Их можно возить дешевыми видами транспорта. Например, морским. Так, некоторые виды дешевых товаров, производящихся рядом с крупными портами, спокойно конкурируют с такой же продукцией по всему миру. Причём чем удалённей производство от цивилизации, тем дороже будет обходиться логистика его товаров.

Удивительно, но региональная привязка играет на руку фирмам, работающим с дешевыми товарами. Это снижает конкуренцию в выбранной нише бизнеса, позволяет иметь небольшой стартовый капитал на запуск своего дела. Правда, связываться с таким бизнесом можно лишь при условии крупных партий, иначе логистика и другие траты съедят прибыль и даже заставят уйти в минус.

Методы оценки бизнес-идеи

Чтобы оценить бизнес-идею и выбрать ту, что принесет максимальную прибыль, необходимо всё продумать до мелочей.

Для этого специалисты рекомендуют:

  1. Оценить ситуацию на рынке и изучить конкурентов. Изучите их официальные сайты, соцсети, торговые точки. Желательно подобрать идею или выбрать варианты её воплощения в жизнь, которые будут отличаться от работы конкурентов. Если конкуренция слишком высока, а оригинальных вариантов не придумать, необходимо найти другие конкурентные преимущества, которые помогут привлечь клиентов.
  2. Изучите современные тренды. Если вы «поймаете волну», то даже минимальные вложения в бизнес могут привести к существенной прибыли.
  3. Не пренебрегайте тестированием. Если вы запускаете производство или продажу нового товара, не спешите с большими объёмами. Сначала попробуйте на маленькой партии и посмотрите, как пойдут продажи.
  4. Посоветуйтесь с экспертами. Вы можете обратиться за помощью к специалистам, которые дадут массу ценных вариантов, как сделать вашу бизнес-идею более прибыльной. Они же помогут разобраться, насколько рентабельна и окупаема идея.

Помните, любая бизнес-идея должна сопровождаться составлением бизнес-плана. Без сбора данных, их оценки и анализа, составления производственной и маркетинговой стратегии, финансовых расчётов идея может привести к провалу. Чтобы создать прибыльный бизнес, необходимо всё продумать и просчитать заранее, оценить возможные риски и сложности. Только такой подход поможет добиться успеха в любой сфере предпринимательства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Кучинский Сергей/ автор статьи

Бизнесмен, вебмастер, бизнес-тренер.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Fинансовый Zаведующий
Оставьте свой комментарий к статье:

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector