Содержание
В прошлом веке новый виток развития получило особое направление менеджмента – школа «человеческих отношений».
Ее основатель Элтон Мэйо утверждал: « В группе развивается чувство причастности к принятию принципиальных решений, что превращает ее в некую социальную общность».
В современном менеджменте грамотной работе с персоналом уделяется пристальное внимание.
Рекрутинг – это управление человеческими ресурсами, которое включает этапы общения с работником, начиная рассмотрением кандидатуры на должность, заканчивая моментом увольнения.
Сейчас компании занимаются рекрутингом в интернете или очно, привлекают кадровиков со стороны или задействуют собственных работников.
Кто такой рекрутер и чем он занимается
Для результативной работы компании необходимо осознавать, что такое грамотный рекрутинг.
К HR-специалисту – дословно «специалисту по человеческим ресурсам» — предъявляются особые требования, ведь от его компетенции зависит эффективность будущей и реальной работы сотрудников и фирмы в целом.
Важно стремиться найти кадровика, который будет легко общается с потенциальным и действующим персоналом, но при этом объективно оценивать недостатки и преимущества, незаметно и направленно воздействуя на них.
Рекрутинг персонала предполагает следующие обязанности:
- Поиск и подбор персонала на конкретные вакансии;
- Ведение документации;
- Поддержание благоприятной корпоративной среды;
- Проведение и организация учебных мероприятий, инструктажей, обучения;
- Разработка и применение стимулов для повышения мотивации сотрудников.
При наборе кадров эйчер (опять же от Human Resourses) изучает специфику вакансии, составляет требования к будущему работнику, ищет кандидатов, общается с ними и обсуждает свое решение с руководством.
Ведение документооборота требует педантичности и собранности, отвечать придется за оформление трудовых книжек, ведение учетных журналов, графиков отпусков, личных дел и т.д.
В обязанности рекрутера также входит контроль соблюдения различных нормативов, включая правила о внутреннем распорядке, положения о защите персональных данных и об охране труда, инструкции по делопроизводству.
Для оптимизации работы отдела кадровик применяет позитивные и негативные стимулы, индивидуально подходя к каждому из сотрудников.
Разновидности рекрутинга
Управление персоналом – очень разноплановый вид работы, который охватывает множество функций и методов.
В зависимости от задач, поставленных при поиске кадров, выделяют следующие виды рекрутинга:
- Лизинг. Изначально лизинг – это форма аренды, при работе с кадрами речь идет о временной работе, зачастую совпадает с сезонными задачами.
- Целевой поиск. Целью является вакантное место руководителя, то есть рекрутер в данном случае подбирает наиболее сильную кандидатуру. Смысл не только найти надежного и умного человека, но и удержать его, предложив привлекательные условия.
- Аутплейсмент. Если сотрудника компании увольняют (по собственной инициативе или работодателя), то аутплейсмент предполагает поиск вакансии для него в другом отделе или даже компании и является поддержкой, помощью.
Исходно любой рекрутинг может быть внутренним (если кадровик является постоянным работником организации) или внешним (если он нанят со стороны ради выполнения конкретной задачи).
Для привлечения и отбора новых людей используются различные инструменты рекрутинга.
Название метода | Способ распространения информации, критерии | Особенности |
Поверхностный (скрининг) | Подбор по основным критериям (пол, опыт, возраст) | Подходит, если необходимо найти много людей на несложную работу |
Реферальный | Устное и письменное неформальное общение | Распространять информации можно или внутри фирмы, или за ее пределами |
Digital (цифровой) | Онлайн-ресурсы, приложения, социальные сети, реклама в интернете | Охватывает большое количество людей, существует возможность дистанционного «отсеивания» кандидатов |
Headhunting (охота за головами) | Переманивание кандидатов из других фирм | Подходит для закрытия конкретных вакансий |
Этапы рекрутмента
Чтобы рационально организовать поиск, HR-сотрудник придерживается основных шагов.
Этапы рекрутинга:
- Подготовка информации о вакансии, ее распространение: выдвижение требований (личных и профессиональных), описание некоторых условий работы (график, зарплата), обязанностей и возможностей (карьерный рост). Выбор места для размещения заявки.
- Рассмотрение поступивших заявок, предварительный отбор.
- Назначение и проведение собеседования. С наиболее интересными кандидатами можно назначить официальную встречу или связаться с помощью онлайн-площадок.
- Проверка данных. Чтобы убедиться в достоверности предоставленной информации, следует проверить подлинность данных документов, диплома об образовании, рекомендаций.
- Окончательный выбор и заключение трудового договора. После обсуждения вариантов с руководителем можно принимать на работу нового члена компании.
Как правильно подобрать персонал
Наиболее эффективным методом подбора персонала является топ рекрутинг, который предполагает оценку пустующей должности и претендующего на нее кандидата.
Чтобы выбрать специалиста, заранее нужно определить минимальные и желательные критерии.
В зависимости от этого решить, где и как искать.
Некоторые приемы позволят шире оценить способности человека.
- Анализировать можно не только данные, выясненные в ходе собеседования или указанные в резюме. При digital рекрутинге возможно оценить онлайн профиль потенциального работника, другие заявки, отзывы и комментарии. Также можно опираться на мнение окружающих людей, неформальные достижения.
- Перспективным решением будет заинтересовать студентов: если выпускника научить работе в конкретной фирме, со всеми особенностями и нюансами, то из него вырастет грамотный специалист, который не захочет покидать компанию при хороших условиях.
- Удачная «охота за головами» хороша, во-первых, тем, что можно найти квалифицированного специалиста. Во-вторых, конкурирующая организация лишается ключевого сотрудника.
Новые методы рекрутинга
Новые методы рекрутинга заботятся о детальном оценивании кандидата и о привлекательности фирмы, которая ищет сотрудников.
К методам относятся:
- Поиск работников через интернет (в Фейсбуке, VK, Linkedln возможно на этапе первичного отбора лучше оценить кандидата по личному профилю);
- Брендинг работодателя (улучшение имиджа компании – в привлекательной фирме человек хочет работать);
- Геймификация (игровая форма выявляет творческое и оригинальное мышление);
- Онлайн-ресурсы (площадки и сайты по поиску работы в интернете популярнее, чем объявления в печатных изданиях).
Кто такие пассивные кандидаты
«Охота» ведется на пассивных кандидатов, так называют узких и ценных специалистов в той или иной области.
Допустим, они оценены по достоинству и уверенно занимают свои должности, тогда перед опытным эйчером стоит задача постепенно переманить таких профессионалов к себе в компанию.
Им делают щедрые предложения, учитывают психологические особенности, склад ума, накопленный опыт.
Итак, профессиональный рекрутинг имеет большое значение в функционировании организации, деятельность трудовых ресурсов во многом зависит и от рационального управления персоналом.