Что такое лидерство в менеджменте

Что такое лидерство в менеджменте

Лидерство в менеджменте занимает особое положение и нередко трактуется как отдельная наука. Есть много теорий, создатели которых предпринимают попытки объяснить появление лидерства в разных социальных группах. Одни ученые уверены, что лидерство базируется на индивидуальных личностных особенностях, другие – что оно зависит от целого ряда других условий.

Лидерство в системе менеджмента: суть вопроса

Именно лидерство в менеджменте чаще всего приводит к управленческим проблемам, актуальным на данный момент.

Лидерство в системе менеджмента

Одна из таких проблем – отсутствие единой научной методологии. Есть много крупных авторов и ученых, много базовых подходов. По этой причине обучение лидерству становится несистемным.

Существует 2 подхода к изучению этого явления – традиционный и современный. Традиционный подход направлен на исследование авторитарного, демократического и попустительского стилей управления. Современный подход предполагает наличие атрибутивного, харизматичного и преобразующего лидерства.

Лидерство в менеджменте: определение и составляющие

Лидерство – тип управленческих взаимоотношений между лидером и подчиненным, которые направлены на мотивирование людей к достижению общегрупповых целей.

Лидерство в СМ суть

Лидер должен уметь влиять на людей и их поступки, направлять усилия сотрудников на достижение целей, которые важны для компании. Результативность деятельности складывается от объема власти и его вида.

Функции лидера:

  • постановка целей;
  • выявление средств для достижения целей;
  • мотивация людей достигать поставленных целей;
  • исправление поведения людей;
  • ориентация усилий на достижение поставленных целей;
  • разработка системы одинаковых способов восприятия действительности и культурно-социальных норм в группе.

Лидерство – это в менеджменте неоднозначный вопрос. Оно предполагает высокое положение человека в группе, что определяется признанием его результатов работы другими членами данной группы. В то же время это процесс внутреннего управления в соответствии с инициативной членов группы.

Чтобы стать лидером, потребуется:

  • достигать больше результатов, по сравнению с коллегами;
  • добиться того, чтобы члены группы согласились с высокой ценностью достигнутых результатов;
  • поставить общие для группы цели по своей инициативе.

Выглядит это следующим образом. В группе существуют мотивирующие и вдохновляющие ее цели. Средний сотрудник добивается в их достижении значительных результатов. Затем он информирует об этом коллег и устанавливает новые общие для группы цели для ее же блага.

Есть разные виды лидерства в менеджменте – например, организаторское, творческое, дипломатическое, обслуживающие, поддерживающее. Также оно может быть формальным (обусловленным занимаемой должностью в компании) и неформальным.

Лидерство в менеджменте: теоретический прорыв

В истории встречалось множество примеров лидеров, однако попытки описать связь их личностных качеств с жизненным успехом претерпевали поражение.

теоретический прорыв системы ЛМ

Так, Кутузов и Суворов формируют впечатление лидеров, однако их набор личных качеств антагонистичный. К тому же подобные классификации не приводят к результатам.

Теоретический прорыв наступил, когда ученые перешли от изучения личных качеств к изучению поведения лидера в общих чертах. Данный инструмент называется «Управленческой решеткой» Блейка – Моунтон. Он состоит из двух осей: ось по горизонтали выражает результаты, по вертикали – отношения к людям и между людьми.

Таблица стилей менеджмента

  1. «Стиль загородного клуба» предполагает удовлетворение нужд членов группы, что формирует положительную атмосферу.
  2. Стиль «Командное управление» – обусловленность коммерческих успехов сотрудниками, которые преданы своей деятельности. Направленность на выполнение организационных целей формирует взаимоотношения, основой которых выступают взаимоуважение и доверительность.
  3. «Обедненный стиль»: для достижения коммерческих результатов, которые нужны для сохранения компании, прикладываются минимальные усилия.
  4. «Озадаченный стиль»: производственные результаты зависят от оборудования, техники и иных подобных условий, где человеческий фактор, межличностные отношения и прочие аспекты почти полностью отсутствуют.

Лидерство в менеджменте: создание классики Фидлером и Хаузом

Лидерство и управление командой были рассмотрены Ф. Фидлером, который выдвинул такие предложения:

создание классики Фидлером

  • в стиле менеджмент-лидерства находит отражение мотивация лидера;
  • сложившиеся обстоятельства воздействуют на поведение лидера;
  • оба указанных выше фактора оказывают влияние на результативность лидерской деятельности.

В то же время ученый указывает на дополнительный признак человека-лидера – терпимость к членам группы, которые не предпочтительны в ней. Американский психолог сформировал связь между терпимостью и результативностью деятельности через уровень контроля над сотрудниками, который формируется из взаимоотношений между лидером и сотрудниками, из его влияния и структурированности задания.

Стили менеджмента таблица 2

Целенаправленная лидерская деятельность в этой ситуации не занимает центральное положение.

Также попытку описать менеджмент-лидерство предпринял Р. Хауз в 1971 году. По его утверждению, есть 4 стиля лидерства – директивный, поддерживающий, координирующий и нацеленный на результаты.

Спасибо PR

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector