штабная система управления гл

Линейно штабная структура управления

Упрощение принятия решений руководителем осуществимо при использовании такой организационной структуры предприятия как линейно-штабная. Таким образом директор прислушивается к мнению профильных специалистов, работающих в штабе. Линейно штабная структура управления, как устроена, какие имеет преимущества и недостатки — разберемся в этой статье.

Сущность штабной структуры управления

Штаб представляет собой специальное подразделение в организации, которое выполняет консультационную функцию при руководителе, но самостоятельно решение не принимает.

Это может быть специалист или группа сотрудников, которые специализируются на решении финансовых, технологических или других вопросов. При усложнении условий управления компанией в организационной структуре появились штабы. Они являются переходным образованием от линейного к функциональному способу организации работы на предприятии.

Линейно-штабная структура управления является трансформированной линейной структурой, но в отличие от первоначальной, управление сосредоточено в штабах. Там работают сотрудники, которые не могут давать распоряжения исполнителям, но консультируют руководителей по рабочим вопросам из любой сферы деятельности. Штаб находится при каждом звене линейно-структурного образования и содержит технологический, плановый и производственный отделы.

Линейный руководитель рассматривает и утверждает выданные штабом решения, после чего передаёт их дальше для исполнения. Получается, что главный руководитель организации связан со штабом, а также с первым уровнем управления, то есть с менеджерами высшего звена. Получая консультационную информацию от штаба, директор принимает управленческие решения для передачи первому уровню управления.

Преимущества и недостатки штабной структуры управления

Штабная организационная структура имеет «плюсы» и «минусы».

К достоинствам такого способа организации управления по отношению к иным оргструктурам относятся:

  • глубокая проработка стратегических вопросов, связанных со специализацией определённых категорий работников компании;
  • появление возможности привлечения специалистов «со стороны», то есть внешних консультантов для разрешения сложных проблем;
  • освобождение некоторых линейных руководителей от решения отдельных вопросов (от глубокого проникновения в сущность проблем);
  • штабной способ организации является первым шагом для перехода к ещё более органическим и эффективным структурно-управленческим формированиям.

К недостаткам применения описываемого формата структуры относят в первую очередь нечёткое распределение ответственности, ведь лица, принимающие решение, не участвуют в его исполнении (они лишь делегируют обязанности далее по рабочей иерархии). Штабные сотрудники являются больше теоретиками, поэтому не всегда разрабатываемые планы соответствуют требованиям реальной организации и её потребностям.

При этом прослеживается слабая обратная связь и не включенность в оперативный процесс со стороны работников штаба. Следствием этого становится невозможность корректировать управленческие решения по ходу их воплощения в жизнь.

Причиной такого положения дел становится слабая мотивация штабных сотрудников и невысокая заинтересованность в конечном результате. Решением данной проблемы может стать качественный подбор кадров и сильный руководитель. Ещё одним недостатком линейно-штабной структуры считается излишняя централизация управления из-за нечёткого делегирования полномочий.

Учитывая вышесказанное, линейно-штабная структура даёт некоторый положительный эффект для управления организацией в целом и способствует увеличению объёмов производства. Такая штаб-структура имеет преимущества линейной и в то же время разгружает руководителей от постоянного анализа различных проблем.

Особенности современного использования штабной структуры управления

Сейчас до сих пор штаб-структура используется предприятиями для организации своей работы.

Приведём пример типичной линейно-штабной структуры:

  • секретарь или референт при руководителе компании;
  • юрист либо юрисконсульт;
  • отдел по социсследованиям;
  • канцелярский отдел.

Существование такого способа обустройства менеджмента возможно в небольших организациях или в крупных корпорациях. Для компаний, периодически приглашающих бухгалтера или другого специалиста извне, подобный стиль организации управления также называется штабно-линейным.

Штабная структура производственного предприятия имеет следующий вид:

  1. Директор с секретарём и юристом.
  2. Начальник производства.
  3. Мастера и рабочие.

В больших организациях такая структура также применяется, но в составе другой, включающей несколько таких формирований, связанных между собой.

Для успешного функционирования компании с линейно-штабной структурой управления необходимо придерживаться следующих правил:

  • давать задания штабным специалистам до того, как проблема станет серьёзной;
  • вникать в сущность предложений, которые были разработаны штабом;
  • сообщать штабным сотрудникам о результате применения их предложений, чтобы разделить с ними радость от успешного разрешения вопроса;
  • нести ответственность за принимаемые решения, несмотря на то, что совет был получен от сотрудников штабного подразделения;
  • не принижать важность штабных подразделений.

При правильном применении рекомендаций штаб-структура будет отвечать всем требованиям грамотного менеджмента организации.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Кучинский Сергей/ автор статьи

Бизнесмен, вебмастер, бизнес-тренер.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Финансовый Заведующий
Оставьте свой комментарий к статье:

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
В комментариях запрещены активные ссылки на сторонние ресурсы. Если вы хотите рекламировать свой продукт, это делается не в комментариях а здесь.