Стартап это гл

Стартап – виды, стадии развития и источники финансирования

Распространено мнение, что стартап – это интернет-проект или новое дело. На самом деле речь идет о гораздо более сложной структуре, целью создания которой является реализация новой бизнес-модели. Не каждая коммерческая идея или проект может называться стартапом. Это должна быть некая оригинальная инициатива, которая развивается с нуля.

Если человек открывает интернет-магазин даже с уникальными товарами или предлагает новую услугу, он создает коммерческий проект. Правильно будет его назвать бизнесменом. Чтобы понять, кто такие стартаперы, нужно вникнуть в суть этого термина. Start-up – это проект, включающий новую технологию, которая никогда и никем не применялась. Пример для интернет-пространства – социальная сеть «Фейсбук», онлайн-энциклопедия «Википедия».

Отличительные характеристики стартапа:

  • это бизнес с нуля, который включает в себя новые технологии или взгляд и стопроцентно сопровождается рисками;
  • занимается проектом команда людей (стартаперов), что называется от «А» до «Я»: начиная с разработки идеи, заканчивая ее реализацией. Эти люди заряжены общей идеей, хотя каждый из них занимается отдельным направлением;
  • отсутствие финансов для воплощения проекта – авторами идеи чаще являются студенты или другие молодые люди, у которых еще нет собственных источников дохода. Поэтому они сталкиваются с проблемой финансирования и вынуждены искать пути ее решения (тема поиска средств будет рассмотрена ниже).

Для понимания, что такое стартап определения и характеристик недостаточно. Важно знать, где можно заявить о своем проекте. Подходят предпринимательские форумы, всевозможные молодежные конгрессы и другие подобные площадки. В одиночку реализация идеи невозможна, без финансов – тоже.

Поэтому наличие команды и инвесторов – обязательные условия.

Особенности российских стартапов

Несмотря на то, что в России нет дефицита молодых умов, в этом направлении она отстает от европейских стран. У нас много уникальных идей, но при реализации начинающие бизнесмены неминуемо сталкиваются с рядом проблем. В нашей стране свои особенности стартапа, о которых нужно знать заранее.

Основные проблемы стартаперов в России

Первая трудность, возникающая перед стартаперами, — отсутствие финансов на реализацию проекта. Причем сталкиваются с ней как начинающие, так и опытные бизнесмены. Если брать кредит, приходится платить большие проценты. При этом всегда остается риск провала, а деньги банку отдавать нужно. Средства из венчурных фондов получить сложно из-за трудновыполнимых условий. Краудфандинг тоже в редком случае интересуется российскими проектами. Поэтому чаще приходится рассчитывать только на помощь друзей и близких, а также какого-то частного инвестора, который увидит перспективу стартапа и захочет вложиться.

Вторая проблема – временные рамки. Такие проекты предполагают динамичное развитие и быструю реализацию. В течение 6-8 месяцев они должны начать приносить доход. Если требуется больше времени и весь процесс растягивается на годы, то его уже нельзя назвать стартапом.

Третья проблема – реализация. Заинтересовать в нашей стране инновационной идеей сложно. Крупные игроки рынка с предубеждением относятся к таким проектам. В России еще не созданы нормальные условия для развития start-up. Таким образом, все трудности, так или иначе, связаны с финансированием. Поэтому главной задачей для стартаперов остается поиск инвестора.

В России можно получить государственную поддержку благодаря системе бизнес-инкубаторов.

Виды стартапов

«Старт» и «начало процесса» – это startup в переводе, но он не отображает сути таких проектов. Идеи могут касаться любой сферы: медицины, образования, технологий и так далее. Популярными остаются товары и услуги.

Здесь можно разделить стартапы на три вида:

  1. темные лошадки – самые рискованные проекты, поскольку сложно просчитать перспективу развития и ожидаемый доход. Однако при успехе такого дела, инвесторов ждет сверхприбыль;
  2. удачные копии – переработанная идея из уже существующей и дополненная какими-то особенностями (например, социальная сеть «ВКонтакте появилась после «Фейсбука», но стала не менее успешной);
  3. агрессивные пришельцы – вытеснение конкурента с помощью уникальных разработок и предложений, а также увеличения прибыли.

Классификация по наукоемкости включает в себя два типа проектов: инновационные и традиционные. Первые основаны на научных открытиях, связанных с высокими технологиями, вторые – на простых переработанных идеях.

Ключевые стадии развития стартап-проектов

  1. Формирование идеи. Это некая сверхзадача, которая способна изменить жизнь людей или мир в целом. Ее основой служит инновационный продукт, решение, технология, материал. На этом этапе подбирается команда, привлекается меценат (инвестор), подготавливается бизнес-план. Капитал идет на обеспечение стартаперов необходимыми средствами.
  2. Становление проекта. На этой стадии команда разрабатывает общую модель проекта, план стратегического развития, регистрирует юридическое лицо. Параллельно осуществляется поиск источников финансирования, запускается рекламная кампания. Здесь уже требуется больше инвестиций.
  3. Ранее развитие. Формирование продукта в окончательном варианте, устранение выявленных дефектов, продвижение предложения на рынок. Структура проекта становится более развитой, поэтому привлечение инвесторов упрощается.
  4. Расширение проекта. Характеристики этапа: продукт доведен до идеального вида и востребован на рынке, имеется маркетинговая стратегия. Задача: увеличение продаж, освоение новых сегментов, максимальный охват аудитории (выход на массовое потребление). Контрольный пакет бизнеса можно продать, чтобы стартапер мог заняться новыми проектами.
  5. Зрелость. Характеристики: бизнес успешен, прибыль стабильная, компания занимает прочные позиции на рынке. На этой стадии выпускаются акции, многие продают готовый бизнес.

Топ-7 источников финансирования для startup-проекта

У молодых людей, способных придумать что-то креативное и перспективное, собственных денег нет. Но существует множество компаний, не обладающих такими талантами, располагающих при этом крупным капиталом. Поэтому они становятся инвесторами, вкладывающими финансы в чужие идеи – стартапы.

Личные сбережения

Вариант подходит для начальной стадии проекта, поскольку он требует минимальных расходов. Также есть риск присвоения идеи, поэтому круг «посвященных» лиц очень узкий.

Средства родственников и друзей

Второй этап сопряжен с увеличением расходов, но сам бизнес еще не сформирован до конца. Чтобы получить дополнительные средства, можно предложить продукт родственникам и друзьям. Так, услуга или товар проходит первичное тестирование, а у стартапера появляются первые доходы.

Краудфандинг

«Народное» финансирование – открытый сбор денег в интернете (чаще всего) с предоставлением калькуляции запланированных затрат и отчета о расходах. Добровольные пожертвования особенно популярны при реализации социальных, научных и культурных проектов. Если идея касается гуманитарной области, можно смело рассчитывать на краудфандинг.

Кредит

Не самый лучший способ получения капитала, поскольку любой стартап подразумевает высокие риски. Рекомендуется рассматривать такой вариант в самом крайнем случае или на этапе, когда продукт уже начал приносить прибыль и можно просчитать перспективу ее роста.

Частный инвестор-меценат

Если такой человек появился на начальной стадии стартапа, можно рассчитывать на профессиональную и финансовую помощь. Но при успешной реализации проекта, меценат захочет получить определенную долю. Это подходит, когда бизнес изначально создается под продажу. Но для желающих сохранить свое дело и развивать его самостоятельно, нужно заранее подписать документ, которым определяются доли всех участвующих лиц, включая инвестора.

Государство

Бюрократические камни – главная причина, почему стартаперы обращаются к этому инструменту в последнюю очередь.

Но получить государственную помощь реально:

  • субсидии на открытие бизнеса или финансовая поддержка (потребуется отчет об использовании средств);
  • структуры, направленные на предоставление юридической, организационной и другой помощи (бизнес-инкубаторы и им подобные);
  • региональные программы поддержки малого бизнеса.

Венчурный фонд

Такая структура специализируется на стартапах. Капитал формируется за счет средств пайщиков или партнеров. Главной проблемой для начинающих бизнесменов становятся жесткие и невыгодные условия фондов. Но логически это понятно, так как они вкладывают в проекты с высоким риском. Обращение в фонд оправдано на средней стадии развития бизнеса и важно согласовать условия с относительно минимальными потерями для стартапера.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Fинансовый Zаведующий
Оставьте свой комментарий к статье:
Adblock
detector