- Взаимосвязь курса компании и кадровой политики
- Объекты и цели кадровой политики
- Принципы стратегического управления персоналом
- Модели системы управления персоналом
- Этапы стратегического управления кадрами
- Анализ
- Планирование
- Реализация и контроль
- Стратегическое управление персоналом в современной организации
Представители старшего поколения помнят фразу «Кадры решают все». Сказанная впервые в середине прошлого века, она сохраняет важность и сегодня. Кадровая стратегия, уровень подготовки специалистов и стратегическое управление персоналом организации лежит в основе успеха любого предприятия.
Взаимосвязь курса компании и кадровой политики
Персонал – главный ресурс производства
Компания из пяти человек и многотысячный гигант индустрии начинают свою работу с подбора кадров.
Стратегический курс и кадровая политика компании тесно взаимосвязаны: на стратегическом управлении персоналом базируется эффективный менеджмент. Без должного запаса профессионалов невозможно достичь конкурентоспособности и выжить в реалиях рыночной экономики.
Для того чтобы уровень персонала соответствовал требованиям времени, руководитель и кадровый отдел должны:
- систематически отбирать кандидатов на вакантные должности;
- взвешенно и грамотно оценивать компетенцию соискателей;
- инвестировать в обучение и переподготовку персонала;
- совершенствовать инструменты мотивации;
- быть в курсе рыночных тенденций и обеспечивать соответствие профессионального уровня штата внешним реалиям.
Для стратегического управления важно четко представлять состояние штата, видеть пути развития кадровой политики и грамотно формулировать цели и задачи компании в области укрепления кадрового состава.
Читайте также, что такое маркетинг партнерских отношений.
Объекты и цели кадровой политики
Без грамотной системы стратегического управления персоналом не могут обойтись ни одно предприятие.
Руководство компании, или субъект стратегического управления, формирует взаимоотношения между сотрудниками и поддерживает внутреннюю культуру на должном уровне.
Объектами стратегического управления выступают:
- трудовой коллектив;
- условия труда;
- структура кадров.
Взаимодействие двух сторон – субъектов и объектов – определяет степень жизнестойкости компании, перспективы развития и способность к выживанию в условиях экономической конкуренции.
Первоочередные цели стратегического менеджмента сводятся к следующему:
- проведение предупреждающих мероприятий, призванных обеспечить необходимый кадровый состав предприятия;
- привлечение внешних консультантов, разработка обучающих программ, проведение тренингов, семинаров, курсов повышения квалификации;
- определение уровня зарплаты и способов мотивации;
- обеспечение сбалансированных систем взаимодействия по вертикали и по горизонтали;
- проведение мероприятий по налаживанию психологической атмосферы.
Читайте также — инсайт это в маркетинге что?
Принципы стратегического управления персоналом
Уяснив первостепенность кадровой стратегии для продуктивной деятельности предприятия, несложно сформулировать принципы стратегии в области управления персоналом:
- действовать на перспективу, предусматривать вероятную потребность в штатах;
- прилагать усилия к повышению квалификации кадров;
- организовывать обратную связь с сотрудниками, приветствовать инициативу;
- оперативно реагировать на изменения внутреннего климата и условий внешней среды;
- проявлять мобильность в условиях быстро меняющейся текущей обстановки.
Главная задача HR-менеджмента – на любом участке работы быть на шаг впереди, предвидеть и быть готовым к переменам и усовершенствованиям.
Читайте также, что такое функция координации в менеджменте.
Модели системы управления персоналом
В системе управления персоналом можно выделить ряд базовых моделей:
- Акцент на собственных сотрудников. Эту модель выбирают престижные предприятия, которые не испытывают затруднений с подбором сотрудников, могут их обучать и повышать квалификацию.
- Упор на привлеченных специалистов. К такому способу прибегают компании, не располагающие временными ресурсами, стремящиеся быстро освоить новый рыночный сегмент.
- Использование эффекта синергии – оптимизации численности работников, когда при малом количестве талантливых профессионалов достигается максимальный эффект.
- Поощрение индивидуальности. Такая модель подразумевает дистанционное руководство и отсутствие четкого графика работы.
- Командный принцип. На первый план выдвинута инициативность и личная заинтересованность работников.
Выбор той или иной модели определяет внутренняя политика компании, ее традиции, приоритеты и цели.
Этапы стратегического управления кадрами
Успех стратегического управления зависит от четкости поставленных задач и целей.
Внедрение стратегического управления начинается с анализа ситуации на внешнем рынке труда, изучения финансовых возможностей компании, разработки стратегии и ее последующей реализации.
Анализ
На первом этапе анализируются бюджет организации и ее имущественные резервы, уровень профессиональных знаний и умений сотрудников, ожидаемые перспективы развития. Взвешиваются плюсы и минусы компании, конкурентоспособность, научно-технические достижения и другие факторы.
Планирование
На этом этапе учитывают:
- пути усовершенствования штатов в разрезе численности, возраста и квалификации;
- затраты на обучение персонала, курсы повышения квалификации, мотивацию;
- выделение приоритетных направлений, требующих первостепенного внимания.
Определить приоритеты нужно потому, что для реализации запланированных мероприятий может не хватить финансовых и кадровых ресурсов.
Реализация и контроль
Реализация стратегического планирования осуществляется посредством отчетности, когда нижестоящие подразделения отчитываются перед вышестоящими. На этапе контроля показатели краткосрочных и долгосрочных планов сверяются с реальными результатами.
Стратегическое управление персоналом в современной организации
В последнее время приобрела популярность концепция удаленного управления персоналом, или координация действий через интернет.
Такая модель не только сокращает расходы на содержание аппарата кадрового администрирования, но и дает весомые преимущества перед традиционными методами:
- Высококлассный специалист трудится удаленно и довольствуется меньшей зарплатой, чем сотрудник офиса, расположенного в центре столицы или большого города.
- Отпадает необходимость в аренде офиса и покупке дорогостоящего оборудования.
- Собственник бизнеса контролирует производственный процесс, не выходя из квартиры или находясь в отъезде.
Эта модель получила название ИСУ – «идеальная система управления». Пока ей отдают предпочтение небольшие предприятия, а также компании, производящие виртуальные продукты. Но вполне возможно, что в ближайшем будущем ИСУ завоюет доверие и тех организаций, которые занимают физические офисы и располагают производственными ресурсами.