Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент – инструмент, благодаря которому обеспечивается грамотное управление предпринимательской деятельностью. Он позволяет рационально использовать ресурсы для выполнения обоснованных и результативных проектов. Благодаря ему формируется среда, поощряющая активную жизненную позицию руководства, а не пассивность при встрече с переменами на внешнем рынке.

Стратегический менеджмент: что это такое, история концепции

Термин стратегического управления появился в 60-70 годах 20 века.

СМ история концепции карта

Необходимость в его возникновении обуславливалась потребностью в установлении различий между текущим производственным управлением и управлением, организуемым на высоком уровне. Быстро повышалось количество задач, связанных с изменениями во внешней среде и внутри предприятий. Большинство задач были принципиально новыми, и решить их традиционными методами не представлялось возможным.

Управленческие проблемы продолжали усложняться ввиду множественности поставленных задач и устранения географических ограничений в функционировании экономик отдельных стран. Актуальность высшего управленческого звена повышалась. Внешняя среда становилась менее стабильной, что приводило к неожиданным переменам в управлении предприятием.

Вышеуказанное привело к необходимости в стратегическом управлении. Определение «стратегический менеджмент» выглядит так: это создание, принятие и воплощение решений, основанных на стратегическом выборе. Этот вид менеджмента включает сопоставление ресурса компании с рисками и потенциалом внешнего мира.

Система менеджмента состоит из взаимосвязанных стратегий в трудовой, организационной и предпринимательской сферах. Стратегия – заблаговременно запланированная реакция компании на перемены во внешнем мире, а также метод поведения для достижения поставленного результата.

К главным элементам данного вида менеджмента относятся видение (образ будущего имиджа), сфера предпринимательской деятельности, миссия, стратегия, планы и программы.

Содержание менеджмента:

  • определение цели, миссии коммерческой деятельности предприятия;
  • изучение внешней и внутренней среды;
  • выбор стратегии на уровне предприятия, ее разработка;
  • анализ диверсифицированного портфеля;
  • проектирование структуры организации;
  • подбор степени интеграции, выбор рациональной системы управления;
  • управление стратегией, структурой и контролем в качестве их единого комплекса;
  • разработка нормативов деятельности в тех или иных сферах рынка;
  • обеспечение обратной связи;
  • улучшение стратегии, структуры и управленческих решений.

Особенности стратегического менеджмента представлены в виде разработки и принятия решений, благодаря которым реализуется сущность рассматриваемого вида управления. К подобным решениям причисляются те, которые относятся к главным аспектам коммерческой деятельности, направлены на перспективу и принимаются при отсутствии определенности.

К особенностям рассматриваемого вида менеджмента относятся следующие:

  • нацеленность на инновации;
  • направленность на перспективные цели и методы их достижения;
  • субъективизм;
  • бесповоротность;
  • большой риск.

Функции стратегического менеджмента включают такие процессы:

  1. Планирование стратегии. Процедура состоит из прогнозирования, оформления стратегии, расчета бюджета на ее воплощение. Перед прогнозированием проводится составление планов, для чего анализируются внешние и внутренние факторы на рынке. Для создания обоснованного подхода необходим систематический прогноз;
  2. Обеспечение условий для осуществления поставленных стратегических планов. Это формирование пока еще не существующего потенциала компании, согласование управленческих структур и систем с выдвинутой стратегией развития, а также формирование корпоративной культуры для обеспечения поддержки стратегии;
  3. Координация действий специалистов по воплощению стратегических задач. Представляет собой создание и воплощение генеральной стратегии. Выражается в виде согласования разноуровневых решений, сплачивания целей и стратегий подразделений компании на высших управленческих системах;
  4. Мотивация подчиненных на достижение поставленных результатов. Необходимо разработать стимулы, благодаря которым у сотрудников возникнет желание как можно быстрее достичь результатов;
  5. Обеспечение контроля за ходом реализации стратегии. Контроль должен быть постоянным. Его цель – оперативно выявить риски и возможные отклонения от поставленной стратегии.

Зачем нужен стратегический менеджмент организации

Стратегический и оперативный менеджмент напрямую влияют на будущее компании.

Зачем нужен СМ организации

Стратегическое управление обеспечивает условия существования компании в долгосрочной перспективе, что повышает стабильность организации и ее готовность к переменам и нововведениям.

Стратегический менеджмент позволяет легче и быстрее завоевать новые сферы рынка, обойти оппонентов, добиться максимальных результатах в сфере. Также благодаря ему появляется возможность заранее установить направление движения, понять перспективы и риски, предпринять меры для устранения последних.

Задача стратегических менеджеров – обеспечить условия для осуществления деятельности компании по выбранному направлению. Нередко таких сотрудников называют комплексными менеджерами. Квалифицированный сотрудник должен уметь продвигать программу в частных направлениях, быть проинформированным о сопутствующих процессах и явлениях. Это позволит принимать управленческие решения широкого диапазона и на разнообразных уровнях управления. Сотруднику необходимо сформировать сеть источников данных в разных частях компании.

Стремительно меняющийся мир выдвигает много требований к стратегическим менеджерам. По этой причине сотрудникам нужно уметь быстро адаптироваться при изменении рыночных реалий, оперативно изменять и улучшать цели в зависимости от ситуации на рынке.

Виды стратегического управления организацией

Эксперты выделяют следующие виды стратегического управления деятельностью компании.

Виды стратегического управления СМ

  1. Общий менеджмент. Представляет управление компанией, постановку долгосрочных целей с учетом актуальных рыночных явлений, определение возможностей и перспектив предприятия в качестве единого субъекта.
  2. Управление персоналом. Особенности ТК РФ, строгий контроль уполномоченных органов вынуждают использовать планирование и при разработке кадровой политики предприятия.
  3. Маркетинг. Один из актуальных элементов стратегического менеджмента в компании – это формирование политики продаж продукции, ее продвижения. Эти мероприятия нацелены на долгосрочный результат.
  4. Финансовый менеджмент. Долгосрочное планирование коммерческой деятельности основывается на рациональном распределении материальных активов, на учете будущих трат, получении потенциальной прибыли.

Также специалисты выделяют классификацию видов стратегического менеджмента по школам и методам реализации:

  • дизайн: креативное осмысление коммерческой деятельности позволяет создать концепцию управления;
  • планирование: формальные действия выступают основой для формирования стратегических подходов;
  • позиционирование: для разработки стратегии продвижения используются аналитические данные;
  • предпринимательство: предвидение выступает главным стратегическим элементом;
  • когнитивная школа: роль основополагающего процесса умозаключений играет умственный процесс;
  • обучение: стратегия выступает в роли обучающего процесса и используется в дальнейшем в тех или иных тактических решениях;
  • культура: в разработке стратегии участвует большинство сотрудников штата;
  • власть: для создания стратегии проводятся переговоры, во внешнем мире устанавливаются собственные нормативы;
  • реакция: для формирования стратегии используется реактивный формат, что представляет собой ответную реакцию на воздействие со стороны окружающего мира;
  • конфигурация: стратегия выступает в качестве парадигмы преобразования коммерческой деятельности и бренда.

Цель любого руководителя, который заботится об успешном развитии предприятия, заключается в том, чтобы определить рациональные подходы той или иной стратегической школы.

Как осуществляется стратегический менеджмент

Он проводится в 5 этапов.

Как осуществляется СМ Люди

  1. Анализ. Изучение текущего финансового и иного положения компании, рынка и других аспектов деятельности позволит собрать актуальные сведения, которые помогут в реализации управления.
  2. Постановка целей. Каждая организацию должна иметь цель и миссию. В качестве цели не может выступать получение прибыли, поскольку это ключевой аспект любого предпринимательства.
  3. Разработка стратегии для реализации поставленных целей. Сначала ставятся конкретные цели, а затем формируется порядок действий для их достижения. Определяются решения, которые руководитель планирует внедрить в рамках стратегии.
  4. Реализация стратегии. Воплощать ее в жизнь нужно строго согласно выдвинутому плану, одновременно учитывая обстоятельства, которые действуют на дату внедрения поставленных решений.
  5. Оценка. Необходимо изучить результаты, полученные в ходе использования стратегии, чтобы понять, насколько она результативна. При необходимости следует ее улучшить, после чего продолжать разрабатывать для компании планы долгосрочного характера.

Стратегический менеджмент – не однократный, а длительный, повторяющийся процесс, который реализуется при ведении коммерческой деятельности непрерывно.

Стратегическое управление персоналом и его особенности

В менеджменте стратегическое управление персоналом актуально по двум причинам.

Стратегическое управление персоналом Фигурки

  1. Во-первых, требования ТК РФ, касающиеся сокращения персонала, устанавливают обязанность руководителей информировать об этом сотрудников заблаговременно, под подпись. Процедура сокращения проводится в строгом соответствии с планом кадровых мероприятий.
  2. Во-вторых, в техническом прогрессе происходят непрерывные изменения и улучшения. В результате возникает необходимость в долгосрочном планировании мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников, чтобы рабочий ресурс соответствовал требованиям к трудовой деятельности.

Стратегическое управление штатом включает инструктажи подчиненных, медицинские осмотры, оценивание условий для осуществления трудовой деятельности на предприятии.

Отдельное внимание уделяется размеру штата. В зависимости от действующего на предприятии режима налогообложения и организационно-правовой формы существуют ограничения на количество подчиненных.

Также кадровый вопрос актуален для предприятий по причине расходов на зарплату подчиненным, на организацию рабочих мест.

Спасибо PR

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector