несовершенная конкуренция гл

Сущность, причины, виды и последствия несовершенной конкуренции

Несовершенная конкуренция представляет собой ситуацию, при которой отдельные производители (работодатели) контролируют цены на продукцию (уровень заработной платы). Такая ситуация встречается повсеместно, так как идеального экономического положения, при котором здоровая полноценная конкурентная борьба наблюдается, практически не существует.

Несовершенная конкуренция как экономическое явление

Рынок недобросовестной конкуренции встречается в мире повсеместно, но для реализации маркетингового анализа в прибыльной организации стоит учитывать характерные признаки несовершенной конкуренции:

  • входные барьеры, мешающие новой организации начать работу в отрасли;
  • разрозненность или дифференцированность продаваемой продукции;
  • наличие одного канала продаж, на который приходится основная доля товарооборота;
  • стоимость можно частично или полностью контролировать (цены занижают, то есть демпингуют).

Вышеперечисленные характеристики присущи тому продукту, который производится и реализуется в условиях рассматриваемого типа конкурентной борьбы.

Для компании в определённой рыночной нише достижимо равновесное состояние, при котором (MC = MR) < AC<P. Это значит, что величина предельных издержек (MC) равняется предельному доходу (MR) только в том случае, когда средние издержки или затраты (AC) становятся меньше, чем цена продукта (P).

Формы несовершенной конкуренции

Различают несколько моделей несовершенной конкуренции:

  • олигопсония, при которой продавцов на определённом рынке катастрофически мало (например, мобильные операторы на рынке услуг связи);
  • монополия, при которой один производитель диктует свои условия при продаже товара (пример – газоснабжение, где покупателю приходится платить ту цену, которую заявляет производитель-монополист, устанавливающий непреодолимые барьеры для новых участников ниши, а также контролирующий объём предложения);
  • монопсония, при которой на рынке находится один покупатель (примером может служить покупка тяжёлого вооружения, где ценой руководит потребитель, пользуясь тем, что он единственный канал сбыта продукции);
  • олигополия, при которой внушительная доля продаж принадлежит нескольким компаниям, влияющим на конечную, то есть продажную цену товара (при олигополии присутствуют барьеры для входа на рынок, наблюдается эффект масштаба, позволяющий выживать только большим фирмам).

Ещё одним отдельно стоящим, но по своей сути смешанным видом конкуренции является монополистическая, при которой как покупателей, так и продавцов в рыночном сегменте много. При этом торговля идёт товарами со сложными свойствами, а цена почти не поддаётся влиянию со стороны изготовителя. При этом барьеры вхождения в рынок и выхода из него легко преодолимы, хотя и присутствуют (например, необходимо получить патент).

Для рассматриваемой формы конкурентного положения монополистически-конкурентных компаний необходимо применять рекламу, то есть закладывать маркетинговый бюджет. При повышении цены не происходит полная потеря покупателей, хотя сужение рыночной среды будет иметь место.

Рынок труда

Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции представляет собой сложное экономическое явление, учитывая, что именно этот рынок представляет собой объект контроля уровня цен в общем и заработной платы в частности.

Регулирующие факторы:

  • государство (регуляция происходит при участии таких инструментов как индексация заработной платы, установление минимального уровня оплаты и т.д.);
  • профсоюзы (профессиональные союзные организации работают ради повышения комфорта сотрудников, увеличения уровня заработной платы, регулировкой отношений работодателей и нанятых специалистов);
  • большие компании (устанавливают размеры по оплате труда, которые держатся долго, не изменяясь и не индексируясь вместе с ростом уровня инфляции);

Установлению одного и того же уровня оплаты труда способствует заключение долгосрочных трудовых договоров, условия в которых не меняются до окончания срока действия. Считается, что такие контракты дают работнику гарантии стабильности оплаты труда вне зависимости от колебаний спроса и предложения. При этом наличие аналогичных или лучших условий в заключаемых индивидуальных договорах контролируется законодательно (такие условия не должны быть хуже, чем в трудовом кодексе и колдоговоре предприятия).

Работодатель (покупатель рабочей силы) может искать менее требовательных сотрудников, которые соглашаются на худшие условия при той же заработной плате. Так происходит несовершенная конкуренция на рынке труда.

Несовершенная конкуренция и государственное регулирование

Несовершенная конкуренция является в целом отрицательным явлением.

Она имеет последствия, к которым относится рост цен при таких же издержках, притормаживание инноваций и прогрессивных тенденций, снижение здоровой конкурентоспособности. Как общий итог также появляется торможение или снижение темпов роста экономики.

Для участников рынка существуют ограничители, то есть барьеры, возникающие как прямое действие со стороны государства или как обладание исключительным правом на нужные ресурсы. Это могут быть патентованные изыскания, прогрессивные разработки, в том числе технические, также разработки, подкреплённые большими вложениями начального капитала.

Государству, как и отдельным участникам рынка (сотрудникам компаний или покупателям товаров) не выгодна монополизация, поэтому с несовершенной конкуренцией правительство всегда борется. Для этого существуют антимонопольные регулирующие меры, включающие соответствующие нормативно-правовые акты и непосредственные действия специальных государственных уполномоченных сотрудников по проверке соблюдения указанных мер.

В набор антимонопольных государственных инструментов включают комплекс финансовых санкций и механизмов, которые противодействуют появлению монополистов. Также тормозится объединение некоторых крупных фирм, то есть образование крупных монополий.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 2 из 5 )
Кучинский Сергей/ автор статьи

Бизнесмен, вебмастер, бизнес-тренер.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Финансовый Заведующий
Оставьте свой комментарий к статье:

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
В комментариях запрещены активные ссылки на сторонние ресурсы. Если вы хотите рекламировать свой продукт, это делается не в комментариях а здесь.