Что такое комплекс маркетинга

Что такое комплекс маркетинга

Комплекс маркетинга – это определенный набор тесно взаимосвязанных инструментов, оперируя которыми, маркетологи добиваются поставленных задач в целях увеличения продаж и прибыли, при этом осуществляется полный контроль над проводимыми мероприятиями, анализом отдельных элементов системы и откликом потребителей в целом.

История понятия комплекса маркетинга

Понятие комплекс маркетинга появилось еще в 50-х годах прошлого века.

прошлый век маркетинг

Впервые полностью описанная модель 4Р, как она представлена в современном виде, появилась в книге Джерома Маккарти «Базовый маркетинг: управленческий подход» в 1960 году. Активное участие в продвижении идеи принял Филипп Котлер.

Определяя, что такое комплекс маркетинга в базовом маркетинге, Маккарти выделил 14 элементов, которые разбил на 4 сектора:

Цена Товар Продвижение Сбыт
Скидки

Ценообразование с учетом различий каналов сбыта (розница, опт, дилерские сети)

 

Бренд

Ассортимент

Характеристики

Качество

Упаковка (внешний вид)

Гарантия

Стратегия продвижения товара/услуги

Реклама

Акции (стимулирование)

 

Хранение и транспортировка

Каналы продаж

Привлечение посредников (в том числе личные продажи персонала)

 

Комплекс называли 4 Р, так как все 4 сектора назывались словами, начинающимися с английской буквы P: Product (продукт, товар, услуга), Price (цена), Promotion (продвижение), Place (местоположение, сбыт).

В 1964 году появилось понятие концепции «маркетинг-микс» сформулированное Нилом Борденом, который признавал, что его идейным вдохновителем был коллега Джеймс Куллитон. Уже в 80-е годы маркетологи Битнер и Бумс расширили модель и добавили постепенно еще 3 слова на букву «P» в уже описанную модель. Дополнительными факторами стали: People (люди), Process (процесс взаимодействия производителя и покупателя), Physical Evidence (физическая среда, внешнее окружение).

Цель комплекса маркетинга

Цель маркетингового плана, конечно же, получение прибыли.

получение прибыли маркетинг

Комплекс 4Р предлагает самый короткий путь. Целью комплексного маркетинга в широком смысле является разработка такого набора маркетинговых мероприятий (микса), который обеспечит потребности всех клиентов, потенциально заинтересованных, а также обеспечит максимально продуктивную работу фирмы.

Для достижения цели потребуется решить ряд задач:

  • достижение передовых позиций на рынке в своем сегменте;
  • победа в конкурентной борьбе за счет поддержания популярных качеств, выигрышных направления, выявленных путем экономического анализа и маркетингового исследования;
  • качественное превосходство и развитие сервиса для целевой аудитории.

Базовые элементы комплекса маркетинга 4р

Классический комплекс маркетинга или маркетинг-микс включает 4 основных компонента, которые не перегружают систему и позволяют эффективно продвигать продукт на рынке, контролируя главные моменты.

4p монета маркетинг

Базовые элементы цены, спроса, продвижения и непосредственно самого предлагаемого продукта призваны помочь достичь такой ценности работы компании, при которой прибыль будет максимально возможной в долгосрочном периоде.

  1. Цена – это все что связано с вопросом ценообразования. Этот фактор может разбираться и по способу формирования цены и по зависимости ценовой политики от каналов сбыта. Ценовые стратегии влияют на подвижность спроса. От цены зависит уровень прибыли. На саму стоимость влияют действия конкурентов, развитие продажной сети, рыночные тенденции, ситуация на рынке, форс-мажорные обстоятельства, позиционирование товара, например, его уникальность.
  2. Продукт – это товар или услуга. Отличительными характеристиками продукта являются не только его физические качества, параметры и свойства, но и марка (бренд), упаковка (внешний вид, презентабельность), современность, эргономичность, уникальность, сроки хранения, ассортимент. Часто на решение потребителя влияет уровень качества и предоставление гарантий от производителя. Этот элемент комплекса маркетинга главный.
  3. Сбыт или распределение продукции – это вся логистическая цепочка компании, начиная с организации хранения товара, транспортировки, и заканчивая каналами продаж. Здесь включается вся сеть: дистрибьюторы, дилеры, личные продажи персонала компании, торговые представители. Этот фактор требует постоянного развития и анализа сектора целевого потребления. Важно позаботиться обо всей системе товародвижения, оценивая не только места продажи, но и скорость доставки, расходы по доставке, наличие большого числа конкурентов в местах реализации продукции.
  4. Продвижение продукта требует привлечения маркетинговых коммуникаций. Это фактор, который требует постоянного внимания. Здесь особое значение приобретает реклама и другие способы популяризации. Цель продвижения – донести до потенциальных потребителей в доступной форме информацию о продукте и побудить их к покупке.

Современные составляющие комплекса маркетинга

Предлагаемые современные расширенные модели комплекса маркетинга имеют различное сочетание факторов, их стало, во-первых, больше, а во-вторых, они принимают во внимание больше направлений воздействия.

7р маркетинг комплекс

Комплекс 7p

Комплекс 7Р включает семь факторов, что видно уже из названия. Дополнительно к классическим элементам вошли факторы: Люди, Окружение, Процессы.

Направление Люди подразумевает «человеческий фактор». Он воздействует не только на человека-потребителя, но и на персонал компании-производителя и на сотрудников системы торговли.

Окружение или среда, в которой непосредственно производится и реализуется продукт – это фактор определяемый воздействием извне. Например, имеется в виду законодательство конкретной страны, влияющее на сбыт продукции или уровень прибыли, или особенности менталитета определенного региона и т.п.

Часть комплекса маркетинга, отвечающая за процессы, направленная на взаимодействие производителя и продавца непосредственно с потребителем. Здесь важна разработка сервисов, дополнительных услуг, систем лояльности клиента. Эта часть маркетинговых мероприятий в большей мере воздействует на успех в конкурентной борьбе, образуя блок конкурентных преимуществ.

Добавление новых факторов в модель обусловлено, прежде всего, осознанием того, что для компании важнее развивать те или иные направления, что они играют главенствующую роль.

Другие «Р» в системе маркетинга

В процессе разработки комплекса маркетинга в разное время предлагались факторы, которые старались объединить также под концепцией «Р». В некоторых моделях предлагались такие названия:

  • Package – упаковка;
  • Personnel – персонал;
  • Profiting – оценка эффективности проведенных маркетинговых мероприятий, их влияния на уровень продаж и прибыль;
  • Purchase – процесс покупки от принятия решения до применения приобретенного товара с получением впечатления и возможного отзыва;
  • Planning – планирование маркетинговых мероприятий, направления развития компании, например экстенсивное или интенсивное развитие, смена рода деятельности или расширение ассортимента и т.п.;
  • PR – формирование положительного имиджа компании;
  • Purposes – постановка задач для достижения основной бизнес-цели и намеченной маркетинговой стратегии.

Модель 4c

Модель 4С появилась благодаря Роберту Лаутеборну в 1990 году. Это более клиентоориентированная модель, включающая такие факторы как:

  • Cost (стоимость) – рассматривается с точки зрения ценности продукта для потребителя. Это не просто денежное выражение, но и стоимость времени потребителя, которое понадобится для того, чтобы добраться до места продажи, например.
  • Convenience (удобство) – этот фактор, по мнению ученого, должен заменить фактор местоположения (сбыта). Пришло время новых технологий, и в том числе технологий продаж. Покупателям не всегда удобно покупать в магазине, ему нужны каталоги товаров, доставка и другие удобные сервисы.
  • Communication (общение, взаимодействие) – основным действующим звеном этого фактора предлагается сделать рекламу, как непосредственный диалог с покупателем посредством визуального информирования о продукте. Фактор же Продвижения Лаутеборн считал устаревшим и сравнивал его с манипуляциями.
  • Customer needs and wants (желание потребителя) заменяет категорию продукта. Здесь отвечаем на вопрос: чего хочет потребитель, а не что мы можем предложить. Этот фактор необходимо подвергать самому серьезному исследованию в предлагаемой модели.

Siva

В 2005 году предложена еще одна альтернативная маркетинговая концепция, которая включала в себя комплекс следующих факторов:

  • Solution (решение), то есть поиск решения проблемы покупателя, его потребности;
  • Information (информирование) – донесение информации о предлагаемом товаре до потребителя;
  • Value (ценность) – это учет выгод для покупателя и его издержек при приобретении продукта;
  • Access (доступность) – насколько легко получает товар потребитель.

Комплекс 2р 2с 3s

Концепция разработана для ограниченного круга предложений, а именно для услуг. Под 2Р понимается два принципа: Privacy и Personalization, то есть конфиденциальность и индивидуальный подход к клиенту.

Фактор 2С — Community и Customer service, что означает коммуникация и обслуживание потребителя.

3S в предлагаемой модели означает Sale promotion (распродажи, акции, мотивация к приобретению услуги), Site (интернет продвижение, информирование через собственный сайт), Security (безопасность услуги).

Особенности комплекса маркетинга в сети

Продвижение товара компании в сети имеет особенности, хотя структура комплекса вписывается в классические рамки 4P.

маркетинг в сети

Товар

Как таковую продукцию или услуги в интернете вы пощупать не можете, а вот прочитать подробную информацию возможно. Таким образом, контент в сети представляет особую ценность. Тексты, размещенные на сайте продавца, построены так, чтобы привлекать покупателей не только описанием предложений, но и особыми алгоритмами, ссылками и другими инструментами. Также внимание уделяется дизайну сайта, его привлекательности, визуальным эффектам. Это своеобразная упаковка товара только в электронном виде.

Еще один фактор – юзабилити. Этот критерий определяет посещаемость сайта и количественно и качественно. При разработке сайта для поднятия юзабилити необходимо учитывать интересы целевой аудитории, удобство, интересы различных групп потребителей. Например, если продукция рассчитана на пожилых людей, то интерфейс должен быть максимально простым и интуитивно понятным.

Распространение

Местоположение (сбыт) – фактор в разрезе действия сети больше направлен на выбор хостинга и домена для производителя и продавца. Имя сайта и адрес должны быть простыми, легко находимыми. Для потребителя же данный фактор означает каналы сбыта, а именно, доставка, круглосуточная поддержка консультантов, возможность оплачивать картой и т.д.

Цена

Любой сайт зарабатывает не только с продажи своего товара, но и с размещенных рекламных площадок, а значит с каждого посетителя сайта и количества просмотров (кликов). Ценность каждого клика для всех разная. Таким образом, привлечение аудитории интересной информацией выгодно производителю.

Продвижение

Продвижение в интернете – это особая стихия. Есть бесплатный обмен ссылками на сайты друг друга, есть реклама, за которую вы платите, есть также постоянные баннеры, ссылки и другие инструменты. Реклама в свою очередь может выглядеть как видеоролик или быть в текстовом формате. В интернете существует свой алгоритм продвижения, который осуществляется по четко составленному плану с анализом промежуточных результатов и коррективами, вносимыми при необходимости.

Инструменты комплекса маркетинга на практике

Классические элементы комплекса маркетинга помогают сразу приступить к продвижению бизнес-модели.

продвижение маркетинг комплекс

Для понимания, куда следует двигаться, необходимо ответить на вопросы, ориентируясь на модель 4Р и выбранные важные непосредственно для вашего бизнеса факторы.

Исследование должно найти решение на вопрос: что производить? Решив, что действительно интересует потребителя, что пользуется высоким спросом, мы определяем цену, по которой это хотят купить и цену, по которой нам выгодно это продавать. Дальнейшие вопросы касаются реализации и продвижения товара, а нам необходимо узнать, где выгодно реализовывать производимый нами товар и какую информацию о нем хотели бы знать потребители.

Разработка комплекса маркетинга на примере

Разработка комплекса маркетинга-микс проходит поэтапно.

микс комплекс маркетинга

Как правило, первоначально выбираются важные в нашей сфере бизнеса факторы. Так для туристического бизнеса наиболее важны люди и окружение в дополнение к базовой модели.

Применяя такую микс-модель, мы составляем комплекс маркетинга, пример которой приведем ниже:

  1. Проводим исследование по каждому фактору отдельно, учитывая не только опросы потребителей, но и мнение экспертов компании.
  2. Составляем таблицу, в которой отражаем полученные данные по каждому фактору, а также желаемые показатели. В отдельной колонке прописываем комплекс мер с указанием конкретных сроков их реализации.
  3. Составляем бюджет по запланированным мероприятиям, ориентируясь на планируемый эффект и приоритетность каждого фактора перед другими.
  4. Поэтапно проводим мероприятия, анализируя промежуточные результаты.

Анализ комплекса маркетинга

Единой системы оценки проводимых маркетинговых мероприятий не существует.

аналитика комлекса маркетинга

Крупные компании составляют свою методику анализа эффективности. Для понимания того, что маркетологи действуют верно, необходимо изначально определить оптимальные показатели, которые не дадут упасть потребительскому интересу и при этом обеспечат компании стабильный доход.

В процессе работы компании постоянно анализируются данные и сравниваются с оптимальными показателями, что и дает понимание, есть ли положительная динамика от разработанного комплекса маркетинга.

Спасибо PR

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector