Матрица БКГ

Матрица БКГ

Залогом стабильной прибыли предприятия является его эффективная работа.

Рентабельность предложения зависит от постоянного анализа релевантности предлагаемой товарной номенклатуры курсу спроса.

Одновременный контроль соотношений потребительского спроса и разновидности выбора целесообразен в рамках быстрой реакции на отправляемый сегментной аудитории посыл.

С этой целью Бостонской Консалтинговой Группой была создана программная конфигурация матрицы БКГ.

В расшифровке это фундаментальный алгоритм планирования стратегии релевантности прибыльного портфеля и аналитики спроса целевого сегмента.

Давайте разбираться!

Что такое матрица БКГ

Термин bcg matrix обозначает формирование маркетинговой модели жизненного цикла ассортимента.

что такое бкг1

Проекция описывается как квадрант сравнительного изучения вариантов разработки, внедрения в сегментные массы, популяризации и падения релевантности отдельных видов номенклатуры одного производителя.

Для построения BCG алгоритма используются параметры:

  • аналитических данных коррекции спроса по отношению к определенному виду предложения – фундаментальные показатели должны быть больше 10%, тогда потребность в реализации потребительского спроса считается актуальной;
  • анализ текущей ниши, занимаемой данным товаром на рынке.

Использование в маркетинге

Модель разработана экспертами сферы управленческого консалтинга в 1960-х годах, и используется при маркетинговых расчетах как алгоритм анализа релевантности соотношений предложения и покупательских способностей.

маркетинг бкг1

Стратегия оказалась простой и эффективной. Сравнительная конфигурация позволяет выявить перспективные направления и причины завершения жизненного цикла менее актуальных номенклатур предприятия.

При формировании bcg конфигурации, знающий, как построить матрицу БКГ, менеджер получает визуальное представление о покупательских предпочтениях путем определения убыточных видов и ниш для последующего внедрения инноваций.

Типы компаний в модели

График модели БКГ состоит из основных элементов – двух линий, образующих прямой угол. Вертикальная прямая означает величину темпа потребительского спроса.

Горизонтальная полоса характеризует степень процентного участия определенной видовой ранжировки в целевом сегменте.

график бкг

Между осями модифицированной матрицы bcg расположены четыре сектора с выражением реальной маркетинговой характеристики анализируемых объектов.

Звёзды

Привлекательны, перспективны, интригующие целевую аудиторию.

BCG матрица интерпретирует «звёзд» как сегментарный выбор предложения-лидера, стратегия развития которого потребует колоссальных инвестиций.

Здесь необходимо учитывать, что со временем популяризация снизится, и сектор автоматически конвертируется в «дойные коровы».

Дойные коровы

Обеспечивают стабильный доход при небольших объемах производства.

Как правило, не требуют постоянных капиталовложений.

В основном являются источниками финансирования новых инноваций или поддержки существующего прейскуранта.

Тёмные лошадки или трудные дети

Характеризуются малой себестоимостью и относительно неплохим приростом реализации.

Предложение находится в стабильно невысоком процентном участии по отношению к покупательскому спросу. То есть картина развития туманная, а перспективы неясные.

Увеличение объема влияния «лошадок» требует существенного инвестирования. После тщательного анализа, компания определяет, стоит ли вложить средства в ассортимент для вывода сектора в «звёзды» или оставить на том же уровне.

Собаки

Квадрант с очень низким доходом и рентабельностью, чаще всего реализация которого покрывает только себестоимость. Номенклатура заведомо лишена релевантной тенденции.

Основные показатели

основные показатели бкг

Объем продаж как группировка исходных данных

Это список предприятий или выпускаемых продуктов, подлежащих анализу.

Сюда входят данные по объему реализации и полученной прибыли за определенный промежуток времени.

Для сравнения в расчет берутся аналогичные цифры конкурента.

Обработка информации будет удобна в виде таблицы по пунктам:

  • наименование (продукт А, Б, В и т.д.);
  • выручка всего (сравнительные данные компании за прошлый и отчетный период);
  • объем реализации конкурента в тот же период.

Расчет относительной доли рынка

Показатель коэффициента продаж анализируемого в построении матрицы БКГ объекта по соотношению к аналогичным данным конкурирующего предприятия.

Относительной долей рынка является разделение источников с выделением процентного соотношения.

Например, объем реализации продукции компании равен 5 млн. рублей, продажи аналогичного товара за тот же период конкурентом – 20 млн. рублей. Относительная часть будет равна – 0,25% (разделить 5 млн. на 20 млн.)

Расчет темпов роста рынка

Для удобства в таблицу можно добавить еще одну колонку, где указать цифру расчета годового коэффициента объема реализации.

Как пример, это может быть среднее соотношение выручки-прибыли за анализируемый промежуток.

Чтобы вычислить показатель, надо взять данные продаж, например, это было 100 шт. товара в прошлом месяце и 110 шт. в текущем. Ритм коммерческого прироста составляет 110%.

На последнем этапе проводится само построение BCG – из точки начала координат выводим две оси. Горизонтальная линия – это относительная доля торговли, вертикальная означает темпы роста.

Условно каждую линию надо разделить пополам. Первой половине линий от точки координат соответствует значение низкого показателя, вторая – это индикатор повышения.

Схема образует четыре сектора соответствующие своим значениям. В первом нижнем ряду от точки координат по горизонтальной линии – «собаки» и «дойные коровы». Верхний ряд – «тёмные лошадки» и «звёзды».

Следующий этап – группировка прейскуранта по квадратам.

Затем в каждой группе последовательно отметить темпы прироста и относительную часть анализируемой продукции, обозначая совпадения точками на оси, пересечение которых обвести окружностью.

Модельные стратегии

После анализа построения матрицы БКГ по текущему положению в рамках одной ниши, выбирается действующая стратегия.

стратегия бкг

При формировании алгоритма учитывается степень участия, прирост потребления, рентабельность и возможность перехода в другой сектор.

Комплекс мероприятий подбирается отдельно для каждой категории продукции.

Виды позиционных стратегий, используемые в развитии сегментной рентабельности:

  1. Атакующий манёвр. По факту это завоевание определенного торгового участка с целью расширения сферы влияния. Тактика эффективна при отсутствии сильной конкуренции и актуальна в условиях инвестирования «тёмных лошадок» и «звёзд». Если предприятие имеет собственные наработки, можно вывести новый ресурс, который в последующем станет «звездой».
  2. Оборонительная или сдерживающая позиция. Актуальна в условиях сильной конкуренции. Проводится путем вытеснения из ниши существующего выбора и внедрения инновационных идей.
  3. Отступающая позиция. Интерпретируется как вынужденная мера – намеренное снижение доли или выход из занимаемого участка каналов распределения продукции. Иногда намного выгоднее снять производство, чем вкладывать в него ресурсы. Или уменьшить долевое участие, чтобы экономить издержки на поддержку текущего уровня.

При разборе каждого из направлений стратегического состава подбираются индивидуальные решения, оптимальные для конкретного резерва.

Например, «собаки» аннулируются или минимизируются для разнообразия номенклатурных единиц.

Наиболее удачный вариант, когда есть равные доли трёх основных сфер. При таком балансе достигается стабильность в рентабельности, и появляются равные перспективы.

Увеличение доли рынка

Здесь основной ход принадлежит «тёмным лошадкам».

Активное инвестирование выводит их на расширение долевого участия в определенном секторе.

Пошаговые моменты:

  • географическое расширение сфер влияния;
  • дополнительные каналы распределения и сбыта;
  • эффективная рекламация.

Оценка реальных возможностей:

  • развитие ассортимента;
  • в условиях инвестиционного ограничения продвижение наиболее перспективных источников.

Сохранение текущего положения

Оборонительный стиль, присущий лидирующим «звёздам». На практике выполняются определенные действия:

  • регулярное капиталовложение в разработку и внедрение инновационных групп;
  • формирование существующих идей с конкурентными преимуществами;
  • совершенствование маркетинговых позиций на оперируемом участке.

Максимизация прибыли

Поведенческая норма для «дойных коров».

Используется перед уходом с конкурентных позиций для получения максимальной прибыли.

Покидание рынка или снижение активности

Такая позиция характерна для «собак».

Здесь нет смысла развивать производство. Собственник отказывается от занимаемой ниши в пользу поиска менее конкурентоспособных способов заработка.

Если вопрос касается не рентабельной продукции, есть смысл ликвидировать это направление для освобождения средств на более перспективные проекты.

Сбалансированный портфель

портфель бкг рука

Формирование сбалансированного портфеля проводится путем абстрагирования на:

  1. Ассортимент, приносящий прибыль в настоящее время. Это «звёзды» и «дойные коровы». Получаемая от них прибыль может быть вложена в расширение спектра услуг производителя.
  2. Резерв, который обеспечит будущий доход. Это «тёмные лошадки», которые сегодня не рентабельны. Но в перспективе они претендуют на «дойных коров».

Только проанализировав исходные данные за определенные отчетные периоды можно установить оптимальный баланс рентабельных позиций.

Какие формулировать выводы при анализе

Построив модель уже можно сделать фундаментальные выводы по принятию управленческих и коммерческих решений в групповом анализе матриц БКГ.

Для «звёзд» — сохранить позицию лидера в соответствующем сегменте.

«Дойным коровам» получать максимальную прибыль как можно долгое время.

С помощью «тёмных лошадок» вложить инвестиции в многообещающий проект или внедрить инновационный бизнес.

Прекратить финансирование «собак» или снять их с производства.

Затем определить сбалансированный портфель для поднятия рентабельности.

Преимущества проекции BCG

Метод позволяет выстроить простоту и наглядность аналитических исследований.

К преимуществам способа аналитики относятся:

  • выделение наиболее развивающихся направлений, требующих дополнительного инвестирования для увеличения каналов покрытия;
  • выявление не прибыльных направлений, отвлекающих материальные ресурсы;
  • изучение актуальных потребностей целевой аудитории;
  • четкое понимание тенденции релевантного предложения по отношению к запросам (при условии сравнения аналитических возможностей за разные отчетные периоды).

Недостатки стратегии

Формирование каждой конкретной таблицы на определенном примере обнаруживает ряд моментов, которые можно назвать недостатками стратегического анализа.

К таким нюансам относятся:

  • упрощение рыночной ситуации. Например, «собаки» согласно просчетам нерентабельны и подлежат ликвидации. Однако, отсутствие ресурса уменьшает потребительскую аудиторию, которой этот выбор необходим;
  • расчеты, оперируемые в этой модели, будут актуальными в условиях стабильной торговли;
  • поиск и формирование дальнейших возможностей показывает направление для последующих разработок и инвестиций. Но не конкретизирует мероприятия для достижения поставленных целей – например, выявление преимуществ конкурента, запуск рекламаций и продвижение их в коммерческом секторе.

В построении модели BCG надо учитывать несколько моментов.

Например, активный рост определенного алгоритма потребления еще не означает привлекательность отрасли и насколько актуальной будет эта тенденция в ближайшем будущем.

Наличие перспектив всегда образует высокую конкуренцию, что влечет за собой ценовую неустойчивость, негативно отражающуюся на прибыли от товарной единицы.

Идеальный номенклатурный перечень должен существовать с долевыми разграничениями, которые будут обеспечивать производителя инвестиционными ресурсами в перспективное будущее потребительского выбора.

Спасибо PR

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector