Отдел маркетинга

Отдел маркетинга

На отдел маркетинга возложено множество задач, но не все собственники бизнеса правильно их понимают. Ограничиваясь рекламой и сбытом, компания не использует главный ресурс – стратегическое планирование. При грамотном управлении маркетинговым отделом, он станет универсальным инструментом для роста продаж и повышения конкурентоспособности бизнеса. Условиями для достижения этой цели является правильная организация и контроль работы структуры.

Чем не занимается отдел маркетинга

С его помощью обеспечивается информационная коммуникация между внешней средой и бизнесом.

Чем занимается отдел М

При правильной организации результатом его работы становится развитие компании, выход на выгодную позицию среди конкурентов.

Отдел маркетинга оказывает влияние на многие процессы деятельности предприятия или принимает в них непосредственное участие. В зависимости от целей бизнеса он способен выполнять разные задачи и функции, а обеспечивают благоприятные условия для реализации планов маркетологи. Среди других инструментов маркетинга для отдела продаж, этот вызывает большее количество вопросов в связи с отсутствием понимания, чем он должен заниматься. По этой причине добиться продуктивности его работы удается только тем владельцам бизнеса, которые разбираются в этом вопросе.

Причиной извечного конфликта между отделами продаж и маркетинга является недопонимание специфики работы. Сотрудники первого уверены, что вторые не имеют представления о действительном положении дел. Несерьезное отношение к систематизации данных и предложенным инструментам маркетинга для отдела продаж является основной претензией второй структуры. Однако каждая из них играет важную роль в формировании взаимоотношений предприятия с потребителями.

Маркетологи занимаются планированием и решением стратегических вопросов, менеджеры по продажам – выполнением тактических задач. Плотное, плодотворное сотрудничество обоих отделов обеспечит лучшие показатели компании. Требуется постоянный обмен информацией между ними, взаимная всесторонняя поддержка.

Маркетологи занимаются анализом диалогов менеджеров с потребителями, а вторые должны учитывать обратную связь от них и реализовать предоставленные рекомендации. Без осознания сотрудниками отдела продаж, почему необходимо использовать предложенные маркетинговой структурой инструменты, сложно добиться их продуктивной работы.

Функции, задачи и цели отдела маркетинга

Понимание, чем должен заниматься маркетинговый отдел позволит грамотно использовать его ресурсы. Цели структуры могут отличаться с учетом намерений компании: активизация сбыта, освоение нового рынка и другие. Поэтому можно их обозначить в общем:

  • продвижение бренда и компании;
  • повышение конкурентоспособности;
  • расширение охвата рынка;
  • увеличение продаж;
  • продвижение нового предложения на рынок;
  • увеличение прибыли;

Перечисленные цели объединяются в одну – получение дохода, к чему стремится каждое предприятие, бизнес.

В качестве общих функций инструмента маркетинга для отдела продаж рассматриваются:

  • исследование ситуации на рынке;
  • разработка стратегии и плана действий;
  • составление ассортимента и его корректировка;
  • ведение процесса образования цен;
  • продвижение бренда и предприятия;
  • поиск новых способов развития, разработка и внедрение креативных идей;
  • позиционирование бренда и фирмы;
  • исследование результативности разработанных маркетинговых решений.

В связи с высокой зависимостью разных процессов от отдела маркетинга, список функций широкий, поэтому здесь рассмотрены общие.

Прежде чем определить главные задачи инструментов маркетинга для отдела продаж, следует разъяснить их разницу с функциями. Первые – конкретные обязанности структуры, вторые – разработка и внедрение общих стратегических мероприятий и решений. Задачи определяются в зависимости от ситуации на рынке, изменений в законодательстве, погодных и других условий. Перечислим общие:

  • сбор и исследование аналитических данных;
  • определение целевой аудитории и анализ ее потребностей, проблем, запросов;
  • разработка стратегии развития и продвижения бренда, предприятия;
  • планирование, отчетность;
  • развитие маркетингового и PR-взаимодействия с потенциальным потребителем;
  • контроль продаж, каналов сбыта продукции;
  • корректировка планов и процесса реализации товара;
  • контроль изменений ценовой политики в сфере деятельности компании;
  • разработка стратегии освоения нового рынка;
  • обеспечение тесного взаимодействия отдела маркетинга с другими структурами предприятия;
  • исследование продукта, включение его в матрицу;
  • разработка плана и неукоснительное следование ему.

В рассматриваемом инструменте маркетинга для отдела продаж количество задач больше, чем этот список из 12 пунктов. Перечень для структуры определяется руководством или владельцем бизнеса при условии правильного понимания специфики его работы.

Структура отдела маркетинга на предприятии

Особенности организации работы определяются структурой отдела маркетинга, которая бывает механической или органической.

Структура маркетинга Предприятия

Первая подразумевает работу сотрудника по разработанной должностной инструкции, строгую субординацию. Человек строго выполняет свои обязательства, на него не возлагают дополнительные (непредусмотренные) функции. Такой вариант встречается в крупных компаниях с устойчивой позицией на рынке. Инновации, кардинальные перемены и прочие «волнения» не для них.

Органическая структура отдела маркетинга и продаж предполагает гибкость (адаптивность) обязанностей членов команды под внутренние или внешние колебания (изменения ситуации). Ценится инициативность, креативность, желание взять на себя ответственность. Действия работника не сопровождаются строгим предписанием. Эта форма подходит для малого и среднего бизнеса в силу необходимости регулярного пересмотра вектора развития и адаптации под ситуацию на рынке.

В современных отделах маркетинга структуры, рассмотренные выше, не используются в чистом виде. Они трансформируются с учетом определенных обстоятельств.  Встречаются следующие разделения:

  1. По функциональным обязательствам – распределение маркетинговых задач в зависимости от функций каждого отдела: одни занимаются анализом рынка, другие рекламной кампаний и так далее. Компетентностью работника определяется область или направление, за которое он будет отвечать. Простая и результативная структура подходит для компаний с относительно небольшим охватом рынка, не имеющих широкого ассортимента продукции.
  2. По проектам – используется при необходимости решения возникших задач, поэтому носит кратковременный характер. К инструменту маркетинга для отдела продаж привлекаются лучшие собственные и сторонние специалисты. Выход из кризиса, адаптация компании под изменения на рынке – ситуации, требующие оперативного решения. После стабилизации обстановки, участники возвращаются к своим обычным обязанностям.
  3. Комбинированная структура – разделение работы по сбыту на две области. При этом обязанности распределяются по функциям и продукции, по функциям и рынкам или по продукции и рынкам. Недостатком такой структуры инструмента маркетинга для отдела продаж является риск несогласованности действий, а также каждый сотрудник вместо одного руководителя принимает распоряжения сразу от двух. Используется для крупных компаний с широким ассортиментом товаров.
  4. Дивизионная структура – разделение на отдельные центры по географическому положению, целевой аудитории, группе продукции и другим признакам. Каждое подразделение подчиняется своему начальнику, но за ошибки одного отвечают все. Применяется в крупных организациях.
  5. Матричная структура – разделение контроля над работой команды на горизонтальный (по проекту) и вертикальный (по спецотделам). Используется в компаниях, занимающихся высокими технологиями. Инструмент маркетинга для отдела продаж предполагает наем профессионалов узкой специализации с умением быстро адаптироваться при работе над очередным проектом.
  6. Конгломератная структура – централизованное управление финансами при разделении компаний на отдельные самостоятельные группы. Действующие предприятия объединяются в конгломерат, что позволяет шире охватить рынки и сферы деятельности, повысить гибкость к изменяющимся внешним факторам.

Должности отдела маркетинга компании

В зависимости от списка обязанностей отдела маркетинга формируется штат сотрудников.

Должности отдела Маркетинга

При отборе наличие высшего профильного образования будет дополнительным плюсом, но решающим критерием остается опыт – наличие кейса. Соискатель должен быть готовым полностью погрузиться в свою работу, уметь анализировать, креативно мыслить, быстро строить коммуникации. При этом хорошая теоретическая подкованность не должна перевешивать наличие практического опыта, даже если он отрицательный.

Поскольку на деятельности отдела маркетинга сказывается величина компании, сфера деятельности и другие условия, комплектация штата может отличаться. Рассмотрим пример команды специалистов для крупного предприятия:

  • контент-менеджер – подбирает текстовый, видео и другой материал для публикации на сайте, в соцсетях и так далее;
  • графический дизайнер;
  • фотограф;
  • копирайтер – создание текстового контента;
  • видеограф – создает видеоконтент;
  • веб-специалист – занимается сбором, анализом и отчетом по посещаемости сайта, поведенческим особенностям посетителей;
  • SEO-оптимизатор – обеспечивает выход сайта в лидирующие позиции в выдаче поисковиков, проверяет работу ссылок;
  • таргетолог – устанавливает настройки таргетированной рекламы;
  • директолог – занимается контекстной рекламой, таргетингом;
  • SMM-менеджер – отвечает за все профили и официальные страницы компании в социальных сетях;
  • Event-менеджер – организатор мероприятий для привлечения партнеров, спонсоров, специалистов-экспертов;
  • специалист по рекламе;
  • специалист по комьюнити – занимается перепиской и прочими формами взаимодействия с потребителем;
  • ORM-менеджер – отвечает за репутацию организации и бренда в интернете;
  • PR-менеджер – официальный представитель компании.

5 правил организации отдела маркетинга

Чтобы работа отдела маркетинга на предприятии была эффективной, должны быть:

Правила Отдела Маркетинга

  1. Главный маркетолог – наличие руководителя структуры обязательно, он выступает коммуникатором и контролирует слаженное взаимодействие сотрудников.
  2. Качественная интеграция рекламы и PR.
  3. Аудит используемой стратегии маркетинга.
  4. Помнить о перекрестной конкуренции – налаживание коммерческих отношений в смежных или новых нишах.
  5. Плотное взаимодействие извечно конфликтующих структур – отделов продаж и маркетинга.

Контроль эффективности отдела маркетинга

Здесь необходима грамотная разработка и внедрение проекта, по которому будут проводить сравнительный анализ с достигнутыми результатами.

Контроль эффективности Отдела М

Как осуществляется контроль эффективности структуры:

  • внутренняя рассылка информации – все должны видеть работу маркетингового отдела;
  • постановка задач и целей на рабочую неделю;
  • постановка задач на квартал;
  • разработка алгоритма действий в разных ситуациях, обстоятельствах;
  • построение воронки продаж – разбивка на этапы процесса взаимодействия с потребителем, начиная с первого контакта и заканчивая завершением сделки;
  • разработка набора инструментов для менеджеров по продажам, разделенных на группы: для личной встречи с клиентом, в момент разговора и после его завершения.

Спасибо PR

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector