Состояние рыночного спроса влияет на маркетинговую политику каждой компании. Покупатели неодинаково относятся к продвигаемому бренду и продукту. Развивающий маркетинг призван удовлетворить потребности покупателей при наличии скрытого спроса на товары/услуги. Такая ситуация возникает, если предложение ограничено и не дает покупателем реализовать готовность приобрести желаемый продукт.
Цели и задачи развивающего маркетинга
Развивающий маркетинг основан на покупательской неудовлетворенности, помогает трансформировать потенциальные желания потребителей в реальные. Скрытый спрос присутствует всегда и во всех отраслях.
Например:
- желающие похудеть женщины мечтают о сладостях без калорий;
- автовладельцы хотят ездить на машинах без выхлопных газов;
- заядлые курильщики не против покупать сигареты, не оказывающие вредного воздействия на здоровье.
Примеров потребительской неудовлетворенности много. Вопрос заключается в том, станут ли производители выпускать продукты, которые нужны покупателям, но отсутствуют на рынке. Цель развивающего маркетинга заключается в разработке конкретного предложения под потенциальный спрос, уже существующий в скрытой форме. Главная задача развивающего маркетинга состоит в выявлении скрытого спроса с целью дальнейшего удовлетворения потребностей покупателей.
К первостепенным задачам данного вида маркетинга относят
Производители заинтересованы в коммерческой выгоде, поэтому не будут выпускать продукцию только на основе потребительских предпочтений. Сначала задействуют инструменты маркетингового анализа для изучения потенциального спроса и прогнозирования прибыли. Если новый продукт коммерчески привлекательный, производить товар или оказывать услугу выгодно. Спрос уже существует, что по умолчанию способствует большим объемам продаж.
Стратегические задачи:
- изучение размеров потенциального рынка нового продукта;
- оценка величины скрытого спроса путем тестирования, опросов или комплексного анализа;
- разработка конкретного маркетингового предложения;
- создание товара, способного трансформировать потенциальный спрос в реальный.
Решение стратегических задач, ориентированных на конкретные потребности покупателей, позволяет удовлетворить существующие запросы в разных областях и сферах.
Развивающий маркетинг тесно связан с инновационными разработками, поскольку реализация проекта предполагает создание продукта, отсутствующего на рынке.
Читайте также — демаркетинг это что?
Методы развивающего маркетинга
Интересной особенностью такого маркетинга является тот факт, что большая часть работы выполняется на стадии разработки нового продукта, а не на этапе рекламы и реализации товара или услуги. Неудовлетворенные потребности покупатели часто обсуждают открыто. Компании нужно их выявить и использовать с выгодой для себя. Кроме того, рыночная ниша свободна, а это значит, «новинка» будет вне конкуренции.
К методам развивающего маркетинга относят
В целях получения коммерческой выгоды производители станут удовлетворять только те запросы, которые будут приносить прибыль в долгосрочной перспективе. Рекламные проекты основаны на отработке «образа новинки», выполнении классических процедур продвижения и запуске продаж пробных серий нового товара.
Используемые методы:
- разработка продукта под неудовлетворенные запросы покупателей;
- освоение нового уровня, способного удовлетворить скрытый спрос;
- применение всех видов коммуникационных инструментов;
- запуск нового бренда, ориентированного на потенциальный спрос.
Развивающий маркетинг применяется в том случае, когда покупателям нужно дать продукт, который они уже ищут на рынке.
Задача маркетолога заключается в выявлении скрытых потребностей и выполнении классических маркетинговых функций, способствующих усовершенствованию производства или выпуску качественно нового продукта.
Читайте также, что такое инновации в маркетинге.
Хороший пример развивающего маркетинга
Для наглядного примера развивающего маркетинга можно рассмотреть ситуацию, связанную с желаниями детей и родителей.
Компания Чупа-чупс выпустила леденец на палочке. Похожие сладости уже были на рынке, но именно Chupa Chups сделала конфету брендом и продвинула продукт. Идея принадлежит Эрику Бернату, который однажды наблюдал, как мама ругала ребенка за испачканные сладостями руки. Выпустив леденец на палочке, компания удовлетворила запросы детей в сладостях, а мам – в аккуратном съедании конфет, обеспечив себе постоянную коммерческую выгоду.
Определение скрытых потребностей клиента – это ключ к успеху в бизнесе. Запросы бывают функциональными и эмоциональными. В рассмотренном примере желание ребенка съесть конфету – функциональное, поскольку помогает удовлетворить физиологическое состояние. Желание женщины – эмоциональное. Мать хочет дать ребенку конфету, но так, чтобы он не испачкал руки. Маркетологу нужно правильно определить и классифицировать скрытые потребности, чтобы реализовать маркетинговую программу, предлагающую потребителю то, что он ищет.
Читайте также про виды спроса в маркетинге.