- Особенности российских стартапов
- Основные проблемы стартаперов в России
- Виды стартапов
- Ключевые стадии развития стартап-проектов
- Топ-7 источников финансирования для startup-проекта
- Личные сбережения
- Средства родственников и друзей
- Краудфандинг
- Кредит
- Частный инвестор-меценат
- Государство
- Венчурный фонд
Распространено мнение, что стартап – это интернет-проект или новое дело. На самом деле речь идет о гораздо более сложной структуре, целью создания которой является реализация новой бизнес-модели. Не каждая коммерческая идея или проект может называться стартапом. Это должна быть некая оригинальная инициатива, которая развивается с нуля.
Если человек открывает интернет-магазин даже с уникальными товарами или предлагает новую услугу, он создает коммерческий проект. Правильно будет его назвать бизнесменом. Чтобы понять, кто такие стартаперы, нужно вникнуть в суть этого термина. Start-up – это проект, включающий новую технологию, которая никогда и никем не применялась. Пример для интернет-пространства – социальная сеть «Фейсбук», онлайн-энциклопедия «Википедия».
Отличительные характеристики стартапа:
- это бизнес с нуля, который включает в себя новые технологии или взгляд и стопроцентно сопровождается рисками;
- занимается проектом команда людей (стартаперов), что называется от «А» до «Я»: начиная с разработки идеи, заканчивая ее реализацией. Эти люди заряжены общей идеей, хотя каждый из них занимается отдельным направлением;
- отсутствие финансов для воплощения проекта – авторами идеи чаще являются студенты или другие молодые люди, у которых еще нет собственных источников дохода. Поэтому они сталкиваются с проблемой финансирования и вынуждены искать пути ее решения (тема поиска средств будет рассмотрена ниже).
Для понимания, что такое стартап определения и характеристик недостаточно. Важно знать, где можно заявить о своем проекте. Подходят предпринимательские форумы, всевозможные молодежные конгрессы и другие подобные площадки. В одиночку реализация идеи невозможна, без финансов – тоже.
Поэтому наличие команды и инвесторов – обязательные условия.
Особенности российских стартапов
Несмотря на то, что в России нет дефицита молодых умов, в этом направлении она отстает от европейских стран. У нас много уникальных идей, но при реализации начинающие бизнесмены неминуемо сталкиваются с рядом проблем. В нашей стране свои особенности стартапа, о которых нужно знать заранее.
Основные проблемы стартаперов в России
Первая трудность, возникающая перед стартаперами, — отсутствие финансов на реализацию проекта. Причем сталкиваются с ней как начинающие, так и опытные бизнесмены. Если брать кредит, приходится платить большие проценты. При этом всегда остается риск провала, а деньги банку отдавать нужно. Средства из венчурных фондов получить сложно из-за трудновыполнимых условий. Краудфандинг тоже в редком случае интересуется российскими проектами. Поэтому чаще приходится рассчитывать только на помощь друзей и близких, а также какого-то частного инвестора, который увидит перспективу стартапа и захочет вложиться.
Вторая проблема – временные рамки. Такие проекты предполагают динамичное развитие и быструю реализацию. В течение 6-8 месяцев они должны начать приносить доход. Если требуется больше времени и весь процесс растягивается на годы, то его уже нельзя назвать стартапом.
Третья проблема – реализация. Заинтересовать в нашей стране инновационной идеей сложно. Крупные игроки рынка с предубеждением относятся к таким проектам. В России еще не созданы нормальные условия для развития start-up. Таким образом, все трудности, так или иначе, связаны с финансированием. Поэтому главной задачей для стартаперов остается поиск инвестора.
В России можно получить государственную поддержку благодаря системе бизнес-инкубаторов.
Читайте также про фазы инвестиционного цикла.
Виды стартапов
«Старт» и «начало процесса» – это startup в переводе, но он не отображает сути таких проектов. Идеи могут касаться любой сферы: медицины, образования, технологий и так далее. Популярными остаются товары и услуги.
Здесь можно разделить стартапы на три вида:
- темные лошадки – самые рискованные проекты, поскольку сложно просчитать перспективу развития и ожидаемый доход. Однако при успехе такого дела, инвесторов ждет сверхприбыль;
- удачные копии – переработанная идея из уже существующей и дополненная какими-то особенностями (например, социальная сеть «ВКонтакте появилась после «Фейсбука», но стала не менее успешной);
- агрессивные пришельцы – вытеснение конкурента с помощью уникальных разработок и предложений, а также увеличения прибыли.
Классификация по наукоемкости включает в себя два типа проектов: инновационные и традиционные. Первые основаны на научных открытиях, связанных с высокими технологиями, вторые – на простых переработанных идеях.
Ключевые стадии развития стартап-проектов
- Формирование идеи. Это некая сверхзадача, которая способна изменить жизнь людей или мир в целом. Ее основой служит инновационный продукт, решение, технология, материал. На этом этапе подбирается команда, привлекается меценат (инвестор), подготавливается бизнес-план. Капитал идет на обеспечение стартаперов необходимыми средствами.
- Становление проекта. На этой стадии команда разрабатывает общую модель проекта, план стратегического развития, регистрирует юридическое лицо. Параллельно осуществляется поиск источников финансирования, запускается рекламная кампания. Здесь уже требуется больше инвестиций.
- Ранее развитие. Формирование продукта в окончательном варианте, устранение выявленных дефектов, продвижение предложения на рынок. Структура проекта становится более развитой, поэтому привлечение инвесторов упрощается.
- Расширение проекта. Характеристики этапа: продукт доведен до идеального вида и востребован на рынке, имеется маркетинговая стратегия. Задача: увеличение продаж, освоение новых сегментов, максимальный охват аудитории (выход на массовое потребление). Контрольный пакет бизнеса можно продать, чтобы стартапер мог заняться новыми проектами.
- Зрелость. Характеристики: бизнес успешен, прибыль стабильная, компания занимает прочные позиции на рынке. На этой стадии выпускаются акции, многие продают готовый бизнес.
Топ-7 источников финансирования для startup-проекта
У молодых людей, способных придумать что-то креативное и перспективное, собственных денег нет. Но существует множество компаний, не обладающих такими талантами, располагающих при этом крупным капиталом. Поэтому они становятся инвесторами, вкладывающими финансы в чужие идеи – стартапы.
Личные сбережения
Вариант подходит для начальной стадии проекта, поскольку он требует минимальных расходов. Также есть риск присвоения идеи, поэтому круг «посвященных» лиц очень узкий.
Средства родственников и друзей
Второй этап сопряжен с увеличением расходов, но сам бизнес еще не сформирован до конца. Чтобы получить дополнительные средства, можно предложить продукт родственникам и друзьям. Так, услуга или товар проходит первичное тестирование, а у стартапера появляются первые доходы.
Краудфандинг
«Народное» финансирование – открытый сбор денег в интернете (чаще всего) с предоставлением калькуляции запланированных затрат и отчета о расходах. Добровольные пожертвования особенно популярны при реализации социальных, научных и культурных проектов. Если идея касается гуманитарной области, можно смело рассчитывать на краудфандинг.
Кредит
Не самый лучший способ получения капитала, поскольку любой стартап подразумевает высокие риски. Рекомендуется рассматривать такой вариант в самом крайнем случае или на этапе, когда продукт уже начал приносить прибыль и можно просчитать перспективу ее роста.
Частный инвестор-меценат
Если такой человек появился на начальной стадии стартапа, можно рассчитывать на профессиональную и финансовую помощь. Но при успешной реализации проекта, меценат захочет получить определенную долю. Это подходит, когда бизнес изначально создается под продажу. Но для желающих сохранить свое дело и развивать его самостоятельно, нужно заранее подписать документ, которым определяются доли всех участвующих лиц, включая инвестора.
Государство
Бюрократические камни – главная причина, почему стартаперы обращаются к этому инструменту в последнюю очередь.
Но получить государственную помощь реально:
- субсидии на открытие бизнеса или финансовая поддержка (потребуется отчет об использовании средств);
- структуры, направленные на предоставление юридической, организационной и другой помощи (бизнес-инкубаторы и им подобные);
- региональные программы поддержки малого бизнеса.
Венчурный фонд
Такая структура специализируется на стартапах. Капитал формируется за счет средств пайщиков или партнеров. Главной проблемой для начинающих бизнесменов становятся жесткие и невыгодные условия фондов. Но логически это понятно, так как они вкладывают в проекты с высоким риском. Обращение в фонд оправдано на средней стадии развития бизнеса и важно согласовать условия с относительно минимальными потерями для стартапера.