Что такое недобросовестная конкуренция?

Что такое недобросовестная конкуренция?

Рыночная экономика в значительной степени регулируется в процессе конкурентного противостояния предпринимателей. Их соперничество приводит к улучшению предложений, появлению новых товаров и услуг. снижению цен, росту экономических показателей. С этой точки зрения конкуренция – это благо для общества.

Недобросовестная конкуренция приводит к противоположным описанным выше явлениям. В крайнем случае оно оборачивается монопольным положением, что ведет к проблемам не только в экономике, но и социально-политической жизни государства.

При появлении любых признаков недобросовестной конкуренции нужно задействовать все разрешенные законом методы до того, как убытки станут катастрофическими.

В статье раскрыто понятие и приведены формы недобросовестной конкуренции вместе с типичными примерами, того, как эти формы проявляются.

Важным моментом является то, что только признаков недобросовестной конкуренции недостаточно, границы между честной и незаконной борьбой в экономике не являются четкими, поэтому необходим тщательный анализ всех действий, подпадающих под признаки нарушения закона.

Примеры нечестной экономической деятельности

В России и других странах СНГ чаще всего используется подкуп государственных чиновников.

нечестной экономической деятельности

Основная цель – направление проверок к своим противникам. Такие действия позволяют ограничить их действия, когда конкурент вынужден думать не о борьбе, а о прохождении проверки. Даже в том случае, если все на фирме в порядке и нарушений не обнаруживается, руководство предприятия на определенный период испытывает стресс или ограничено в своих действиях.

Нечестная конкуренция проявляется и в других коррупционных действиях, в ходе которых на атакуемую компанию налагаются незаконные штрафы, иные наказания или ограничения, возбуждаются административные и даже уголовные дела.

Частый вид – обман потребителя и ложная реклама. Что такое использование недобросовестной конкуренции в виде рекламы? Это распространение преувеличенных сведений о качествах своего товара, а также ложь по отношению к чужой продукции. Это может быть и другие неправдивые сведения.

Примером может служить поведение компании «КамазАвтоМаркет», которая в 2017 году представлялась клиентам как сертифицированный дилер корпорации ПАО «КАМАЗ», не являясь таковой.

Примеров недобросовестной конкуренции можно приводить много. В международном плане ярким примером может служить поведение китайских и некоторых других компаний азиатского происхождения, которые без зазрения совести выпускают копии товаров, точные или же повторяющие внешний вид, но с заведомо низким качеством. Часто они делают это под схожими с оригиналом названиями. Типичный случай – продажа дешевых подделок кроссовок Adidas с одинаковым логотипом и названием Abibas.

Понятие недобросовестной конкуренции

В чем принципиальные отличия добросовестной и недобросовестной конкуренции?

Понятие недобросовестной конкуренции

Первая находится в рамках права, вторая ведется с нарушением закона. Запретные методы изложены в законе «О защите конкуренции», описывающем взаимоотношения противоборствующих компаний. Некоторые нормы прописаны также в законе «О защите прав потребителей».

В расширенном толковании к методам добросовестной конкуренции относятся все способы борьбы, прямо не запрещенные правовыми актами.

Отличие в методах конкуренции достаточно зыбкие, но недобросовестную можно отличить по некоторым признакам. К законным способам противоборства относят следующие:

  • продажа товара более высокого качества;
  • рекламные акции;
  • стимулирующие программы, направленные на привлечение покупателя;
  • сервис на период гарантии, а также после ее окончания;
  • увеличение срока гарантии;
  • сопутствующие услуги (подключение, доставка, настройка, выбор цвета, дополнительные опции и т.п.), они могут быть как платными, так и без взимания денег;
  • подарки клиентам;
  • маленькая наценка на продукт;
  • улучшение стандартов поведения с клиентурой.

Данный перечень не полный, но дает понятие о тех способов увеличения конкурентного преимущества, которые не относятся к запрещенным.

Особенностью недобросовестной конкуренции является то, что действия предпринимателя или компании направлены не столько на улучшение своего рыночного предложения, сколько на нанесение ущерба экономическому противнику.

В запрещенным способам рыночной борьбы относятся:

  • шпионаж, незаконные средства получения коммерческих тайн;
  • копирование узнаваемых логотипа или названия, либо создание их настолько похожими, что это создает путаницу у потребителей;
  • изготовление копий товаров иной компании при заведомо низком качестве продукции;
  • клевета, вымогательство;
  • реклама, в ходе которой обнародуются неверные сведения о конкуренте или порочится его имя и репутация;
  • сознательная лож или преувеличение характеристик и качества товара;
  • нанесение вреда противоборствующей компании, ее имуществу, продукции;
  • подкуп должностях лиц;
  • использование инсайдерской информации, или полученной иным незаконным путем;
  • монополизация деятельности.

Как несложно понять, вышеприведенный перечень также не является окончательным. Развитие рынка усложняет конкурентную борьбу, появляются новые ее способы и не все их них соответствуют правовым положениям. Основные положения по поводу недобросовестной конкуренции в Российской Федерации содержатся в законе № 135-ФЗ.

Считается, что при отсутствии методов недобросовестной конкуренции в экономическом противоборстве компаний, то урон они не несут.

Виды недобросовестной конкуренции

Недобросовестная конкуренция может проявляться в различных видах действий либо бездействия хозяйствующего субъекта.

Виды недобросовестной конкуренции

При этом происходит нарушение сложившихся экономических, этических или моральных норм. Итогом таких действий является вытеснение иных коммерческих субъектов с рынка, сокращение числа конкурентов или ограничение их деятельности. В конечном итоге борьба без правил может приводить к монопольному положению нечистоплотной компании.

Недобросовестная конкуренция в форме дискредитации

Дискредитация – это обнародование откровенно ложный, неточных, либо искаженных сведений об экономическом объекте, конкретных лицах, продукции. Она вредит деловой репутации и экономическому положению. Особенности описаны в статье 14.2 закона Российской Федерации «О защите конкуренции» №135-ФЗ от 26.07.2006.

Эта форма нечестной борьбы может проявляться в случаях распространения недостоверных сведений, включающих:

  • обман об уровне качества продукции, занижение его потребительских качеств;
  • условий реализации;
  • особенности изготовления товара, его ингредиентов или материалов, например, распространение сведений о наличии в составе неприемлемом для потребителя продукте (пальмового масла в дорогом сыре, свиного сала в продуктах, распространяемых в регионах со значительным количеством мусульман и т.п.);
  • последствий от покупки (пример – ложь о быстром выходе из строя, недостаточной мощности двигателя);
  • количества и возможностей по приобретению аналогичных товаров;
  • уровня реального спроса на продукцию (создание отрицательного имиджа путем утверждений о низком спросе на изделие, услугу).

Введение в заблуждение

Данный вид получении я конкурентного преимущества описывается в статье 14.2 указанного выше закона. Его отличие от дискредитации в том, что он направлен не на ухудшение мнения потребителей о чужих товарах, а на улучшение субъективного мнения о своей продукции.

Здесь также речь идет исключительно о недостоверных сведениях, включающих:

  • преувеличение свойств и качества продукции;
  • преувеличенных гарантийных обязательств в случае, если они фактически не соблюдаются (например, если гарантия не распространяется на определенные обстоятельства, о которых не сообщается);
  • условий и методов производства (пример, утверждение о специальной закалке металлических изделий, повышающих прочность в то время, когда такая операция отсутствует или не представляет собой ничего особенного);
  • количество, ассортимент товарных позиций, завышенное количество производственных мощностей, что может ввести в заблуждение потенциального заказчика;
  • условий приобретения продукции, как правило, выражается в занижении предполагаемой стоимости, реально покупателю приходится платить выше.

Некорректное сравнение

В статье 14.3 закона о конкуренции прямо запрещены любые некорректные сравнения товаров или услуг. К ним относятся:

  • использование слов и терминов, формирующих представление о лучшем, чем у аналогов качестве продукции;
  • сравнение, в котором отсутствуют конкретные данные о рассматриваемой продукции, что не дает объективно представить преимущества и недостатки сравниваемых предложений;
  • ложные утверждения, равно как и неточные и искаженные, не содержание доказанных фактов.

Недобросовестная конкуренция связанная с интеллектуальной деятельностью

Этот вид нечестной экономической борьбы связан с незаконным приобретением интеллектуальной и связанной с ней собственности, а также с присвоением права на товарный знак, известный бренд. Например, использование товарного знака дилерской организацией, имеющей по закону право только на реализацию продукции бренда.

Другой типичный случай нарушения – выпуск товара, нарушающего интеллектуальную собственность. Это может быть несанкционированное использование патентов, исследований, полученных незаконным путем.

Крайний случай – полное копирование чужого товара или использование не принадлежащего изготовителю торговой марки. Также возможна регистрация юридического лица с тождественным или походим названием или логотипом. Такие действия ведут путанице у потребителей, которые не могут с точностью идентифицировать происхождение товара.

Нарушения, связанные с интеллектуальной деятельностью, подробно рассмотрены с статьях с 14.4 по 14.6 закона о конкуренции.

Основные признаки недобросовестной конкуренции

Знания видов нечестного поведения в сфере экономики недостаточно, чтобы их достоверно распознать, поэтому важно знать, какие признаки бывают при недобросовестной конкуренции.

Основные признаки

К ним относят:

  • причинение вреда репутации компании, ее должностным лицам в случае, если такие действия привели к снижению дохода, количеству контрактов, отказу партнеров от ведения дел с фирмой;
  • создание условий, при который положение конкурирующих организаций становится максимально невыгодным;
  • регулярные и разовые действия, направленные на получение явных, зачастую, необоснованных преимуществ;
  • использование мероприятий, нарушающих закон, устоявшиеся обычаи делового этикета, моральные нормы.

Нужно учесть, что одних признаков недобросовестной конкуренции недостаточно. Требуется тщательный анализ поведения конкурента, чтобы определить, действительно ли происходит нарушение закона. Кроме того, пострадавший субъект хозяйственной деятельности должен понести реальные убытки. Они могут выразится в форме снижения прибыли, увеличения расходов на производство, отказу партнеров от сотрудничества, снижение репутации и других издержках.

Административная ответственность за недобросовестную конкуренцию

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает наказание за недобросовестную конкуренцию, если усматриваются ее проявления, однако состав уголовного преступления отсутствует.

Административная ответственность

Статья 14.33 КоАПП предусматривает наложение штрафа на должностное лицо до 20 тысяч рублей. Если речь идет об юридическом лице, то сумма увеличивается до 150 тысяч рублей.

Санкции также предусматриваются при продаже товаров (работ или услуг), которые нарушают чужую интеллектуальную собственность. В этом случае штраф на должностных лиц составляет до 20 тысяч рублей. Штраф может заменяться на взыскание в виде дисквалификации до 3 лет. Юрлица будут обязаны заплатить по решению суда от 1 до 15 процентов выручки, но не менее 100 тысяч рублей.

Наказание в виде ареста статья не предусматривает.

Уголовная ответственность за недобросовестную конкуренцию

Состав правонарушений в сфере получения экономических преимуществ незаконным путем проработан в Уголовном кодексе РФ широко.

Уголовная ответственность

Нужно выделять не одну определенную статью, а целый их перечень, включенный в главу 20 документа, в которой говориться об ответственности за экономические преступления. Конкретно же об ограничении конкуренции говорится в статье 178.

Наказанию в порядке УК РФ могут подвергаться как лица, облеченные должностным положением так и руководители экономических объектов, не использующие своего положения. Ответственность наступает за вмешательство в сложившиеся на экономическом рынке правила конкурентной борьбы между фирмами.

При сговоре конкурентов с целью ограничения противоборства в рыночном сегменте, где они осуществляют деятельность вступает в силу часть 1 статьи 178 УК РФ. Дополнительным признаком преступления является наличие ущерба, нанесенного гражданам или государству в крупном размере, который не может быть меньше 10 миллионов рублей. При меньшей сумме к нарушителю применяется Административный кодекс.

Преступившие закон лица караются штрафом от 300 до 500 тысяч рублей либо должны выплатить сумму дохода, который они могут получить за время от 1 до 2 лет.

Также суд может вместо штрафа приговорить виновных к принудительным работам продолжительностью до 3 лет. Дополнительным наказанием может быть лишение права на занятие определенного вида должностей или осуществления какой-либо деятельности до 1 года.

Наиболее суровое наказание по статье – это лишение свободы до 3 лет. Дополнительное наказание в виде запрета на деятельность до 1 года суд может как накладывать, так и нет.

Отягчающими признаками преступления считаются применение служебного положения, уничтожение и порча или повреждение имущества, принадлежащего иному собственнику. К уничтожения приравнивается угроза подобного действия, но без признаков вымогательства.

В этом случае ответственность наступает по части 2 статьи 178 УК РФ. Ее же применяют при величине ущерба, превышающего 30 миллионов рублей или полученного предпринимателем дохода в размере 250 миллионов рублей.

При подобных признаках преступления лицо по решению суда приговаривается к сроку до 5 лет в виде принудительных работ, либо к лишению свободы до 6 лет. Дополнительное наказание суд налагает в виде запрета на занятие должности или ведения определенной деятельности на срок от 1 до 3 лет. Нужно заметить, что дополнительное наказание начинает действовать после выхода осужденного лица на волю. В случае его досрочного освобождения дополнительное наказание отсчитывается от этой даты. Также на осужденного к лишению свободы суд имеет право наложить штраф до 1 миллиона рублей или в размере дохода за период до 5 лет.

При наличии признаков преступления, изложенный в частях 1 или 2 статьи 178 УК РФ, однако совершенный с применением насилия или с ее угрозой, наступает ответственность, предусмотренная часть 3 статьи. В данном случае наступают наиболее серьезные санкции.

Наказание предусматривается в виде принудительных работ на период до 5 лет, либо лишением свободы до 7 лет. Дополнительное наказание предусматривается только в виде запрета на определенную деятельность или занятие должности на протяжении от 1 года до 3 лет.

Спасибо PR

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector