Некоммерческий маркетинг – необходимость и особенности

Некоммерческий маркетинг – необходимость и особенности

Рыночные условия функционирования компаний и организаций преимущественно «вращаются» вокруг получения прибыли. Стремясь достичь в этом направлении высоких показателей, предприятия часто упускают из виду другие аспекты – творческое развитие, самореализацию, самовыражение и духовную удовлетворенность, которые важны для личности.

Некоммерческий маркетинг – это вид деятельности организаций, работа которых не ставит целью получение прибыли, а несет экономическую и социальную значимость, поскольку помогает в решении обширного спектра общественных проблем и способствует обеспечению тесного взаимодействия работающих на рынке субъектов.

Сущность и особенности

Маркетинг – это продвижение бренда или продукта (товара, услуги), основанное на изучении рыночных потребностей, цель которого выступает получение коммерческой выгоды в виде прибыли.

Маркетинг. Сущность и особенности

Но деятельность не всех организаций связана с работой на рынке. Обширная категория компаний сосредоточена на обеспечении благоприятных экономических и социальных условий для общества в сферах:

  • образования и культуры;
  • медицины и здравоохранения;
  • государственного управления;
  • охраны правопорядка;
  • политической деятельности.

Работа таких предприятий финансируется за государственные деньги (первая группа) или благодаря спонсорской поддержке (вторая группа) – за счет отчислений, поступающих от субъектов хозяйствования.

В некоммерческих организациях маркетинг сосредоточен на социально-экономическом сегменте, который коммерческие предприятия долгое время считали невыгодным. Сегодня не только ученые-экономисты, но и сами предприятия понимают необходимость продвижения социальных проектов и программ.

Некоммерческие структуры  применяют инструментарий классического маркетинга с учетом собственной специфики для продвижения на рынке социально значимой продукции.

Маркетинг некоммерческих организаций направлен на поиск сегментов рынка, изучение спроса и предложения, формирование каналов сбыта, использование инструментов социальной рекламы и PR-менеджмента. К особенностям относятся:

  • продвижение бренда и продукта;
  • разработка маркетинговой стратегии;
  • привлечение необходимых ресурсов;
  • единообразие целей и миссии компании;
  • реализация проектов под началом высшего руководства;
  • ведение деятельности в невыгодной сфере экономики;
  • отсутствие цели в получении прибыли.

В ходе реализации проектов проводят научные исследования и разработки, комплексное изучение рынка. Продвижение социально значимых продуктов происходит с учетом классических принципов ценообразования, товарной политики, организации продвижения и сбыта.

Почему организации занимаются этой деятельностью

В зависимости от характера деятельности некоммерческие структуры можно классифицировать на государственные (медицина, наука, армия, образование) и негосударственные (политические, религиозные, профсоюзные организации).

Некоммерческие организации

Такие предприятия применяют маркетинг по нескольким причинам:

  • в силу специфики деятельности;
  • для привлечения инвесторов и спонсоров на реализацию общественно значимых проектов;
  • для продвижения продукта в социальной сфере;
  • для формирования благоприятного имиджа компании;
  • для продвижения отдельной идеи (искусство), программы (политика), достижения (наука).

Коммерческая сфера преимущественно удовлетворяет материальные потребности человека, а некоммерческая – духовные. Каждая личность нуждается в реализации гражданских прав и свобод, творческого потенциала, Человеку требуется возможность самовыражения, обеспечение социальной и финансовой безопасности, поэтому и возникает некоммерческий сектор.

Некоммерческие предприятия не являются экономическими бессильными или убыточными. Их работа не сосредоточена на получении и распределении прибыли.

Некоммерческая помогает коммерческой

Воздействие программ маркетинга некоммерческих организаций на коммерческую сферу сильное и выраженное.

Воздействие программ маркетинга некоммерческих организаций на коммерческую

В обществе, члены которого морально удовлетворены своей жизнью, формируется благоприятный климат для деятельности, активности, творческой реализации. Это положительно сказывается на производстве товаров и получении прибыли коммерческим сектором.

Задачей маркетинга в некоммерческих организациях выступает создание идеального баланса между представителями социальных групп. При грамотном использовании налогов и сборов, получаемых от участников коммерческих отношений, можно повысить уровень жизни общества, укрепить позицию государства и доверие к нему со стороны граждан.

Повышение социального эффекта в конкретных условиях рынка способствует максимальному удовлетворению социально важных потребностей общества. Маркетинг, который не нацелен на получение материальных доходов, помогает рационально использовать ресурсы.

Внимание! Поскольку некоммерческие структуры не заинтересованы в извлечении прибыли, они не встают на пути коммерческих предприятий, но служат «мостом» между государством и обществом, социумом и индивидом, материальными и духовными ценностями.

Примеры использования

Можно найти немало примеров, наглядно отражающих важность и особенности некоммерческого маркетинга.

Яркие примеры некоммерческого маркетинга

Самые яркие из них:

  1. Институт религии. Потребность в «духовной пище» не удовлетворит никакая экономика. Человеку нужны представления о мироздании, ответы на житейские вопросы, морально-этические принципы, что за деньги купить невозможно.
  2. Сфера образования. От уровня квалификации специалистов, навыков представителей рабочих профессий, приобретенных во время обучения, прямо зависит уровень производства. А он прямо влияет на прибыль коммерческого сектора.
  3. Лицензирование. Наличие разрешений и сертификатов, например, у субъекта хозяйственной деятельности, является своеобразным знаком качества товаров или услуг. Так, некоммерческий государственный институт благоприятно отражается на коммерческой деятельности.

Объемы сектора, который работает не для получения прибыли, огромные. Например, фонды общественных организаций, финансовые возможности политических структур, материальное обеспечение религиозных организаций сопоставимы с государственными бюджетами. В некоммерческой сфере большие объемы ресурсов, которые можно задействовать на повышение благосостояния общества.

Спасибо PR

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector