Психология управления на предприятии: понятие и аспекты, цели и задачи

Психология управления на предприятии: понятие и аспекты, цели и задачи

Разбираться в психологии управления должен каждый, у кого в подчинении находятся сотрудники, независимо от их количества. Продуктивность коллектива — изменчивая величина, над которой нужно работать. Опытному и осведомлённому о тонкостях взаимоотношений менеджеру легко воздействовать на персонал так, чтобы обеспечить достижение запланированных показателей и выполнение текущих задач. Чтобы стать таким управленцем, необходимо ознакомиться с правилами и законами, которыми оперирует управленческая психология.

Понятие управленческой психологии

Психология управления — это раздел науки, в рамках которого изучаются деловые отношения и взаимодействие руководящего состава с подчинёнными.

управленческой психологии Психиатр

Также в рамках этого раздела рассматриваются механизмы поведения людей в коллективе. Необходимость разбираться в психологии управления людьми возникает у руководителей младшего, среднего и старшего звеньев, у владельцев предприятий всех форм собственности.

Теория построена на изучении практических примеров. Отношения в коллективе подчинены закономерностям, и задача грамотного управленца — выявить их и направить в нужное русло. Чтобы научиться делать анализ, необходимо разобрать множество примеров, предлагаемых в учебниках, пособиях, методических рекомендациях. Факторы, обуславливающие закономерности, на основе которых выстраивают стратегию управления:

  • степень подготовки персонала;
  • личные качества работников;
  • оценка менеджерами своего положения в компании, их отношение к работе;
  • сфера деятельности фирмы;
  • черты характера, уровень компетенции управленцев;
  • внешние обстоятельства, оказывающие влияние на производственные и организационные процессы.

Применительно к управлению предприятием изучают следующее:

  • психические состояния сотрудников в рамках трудовой деятельности;
  • методы повышения производительности труда в коллективе;
  • отношения между подчинёнными и руководством.

 Психология управления: аспекты

Специалисты в области управленческой психологии уделяют внимание нескольким аспектам. Первый — личностные особенности менеджера. Из набора черт характера можно выделить те, что помогают управлять коллективом, и такие, которые не ценятся персоналом. Второй аспект — процесс управления сотрудниками. Цели, которых можно достичь, опираясь на научные знания:

  • выбрать результативные методы обучения рабочих и служащих;
  • определить, какие типы личности положительно влияют на производительность;
  • сформировать позитивную атмосферу в рабочих группах, замотивировать на достижение требуемых показателей;
  • разработать методы подбора компетентных кадров;
  • определить стратегию развития компании;
  • поставить долгосрочные и краткосрочные цели;
  • создать эффективную систему наказаний и поощрительных мер;
  • свести к минимуму конфликты по рабочим вопросам и подобрать меры для их скорейшего разрешения.

Психология управления: цели и задачи

Задача практического применения управленческой психологии в компании состоит в том, чтобы определить и внедрить результативные методы воздействия на коллектив. Конечная цель — обеспечивать развитие предприятия и достижение запланированных финансовых показателей. В комплекс современных методов управления входит следующее:

  • мотивация работников;
  • контроль за психологическим климатом, при необходимости — корректировка;
  • демонстрация лидерского потенциала;
  • осознанное влияние на коллектив;
  • оперативное принятие решений;
  • подготовка руководящего состава.

Правила управленческой психологии

Есть общие правила менеджмента, которым подчиняются все предприятия, независимо от сфер деятельности и форм собственности.

Правила управленческой психологии Ноутбук

Факторы, обуславливающие рабочую атмосферу и взаимодействие участников организационного процесса:

  • результативность управленческих решений;
  • особенности личности каждого члена группы;
  • регулирование производственных или образовательных процессов.

Это в одинаковой степени относится к детям и взрослым. В образовательных учреждениях общим правилам подчиняются отношения между учащимися и преподавателями, учитывая, что последние выполняют управленческие функции.

Подбор персонала

Задача при подборе персонала состоит не в том, чтобы сформировать коллектив из людей с похожими типами личности, а в том, чтобы грамотно распределить сотрудников с несовпадающими характерами. Цель — добиться производительности и результативности. Важно, чтобы имеющиеся работники справлялись с поставленными задачами.

Понять, как это реализуется на практике, поможет пример. В совместном проекте есть задачи для лидеров, аутсайдеров, быстрых и  медлительных работников. Важно грамотно распределить обязанности между ними, чтобы каждый выполнял то, к чему имеет способности. Медлительный работник справится с рутинными задачами, быстрый проявит себя там, где нужна креативность, а лидер замотивирует всю группу на продуктивную работу. В идеале, между членами группы не должны возникать конфликты.

На практике людей подбирают по профессиональным качествам, уровню образования, навыкам. Затем разбираются с типами личности каждого, чтобы учесть их при распределении задач и создании рабочих групп. Такой подход позволяет установить систему взаимоотношений, основанную на ответственности, уважении и следовании корпоративным ценностям.

Когда персонал подобран, в отношении каждого работника руководителю предстоит решить ещё одну задачу: определить, поощрения или наказания стимулируют работать продуктивнее. К разным людям нужен неодинаковый подход, и опытный менеджер понимает, что и в каком случае подходит.

Психологический климат коллектива

От психологического климата внутри коллектива зависят работоспособность, стабильность и способность персонала выстраивать доброжелательные взаимоотношения. Обеспечить нужную атмосферу — задача руководящего состава. В благоприятном климате люди работают слаженно. Когда менеджер разбирается в психологии управления коллективом, конфликтные ситуации возникают редко и решаются там, что все стороны оказываются удовлетворёнными.

Признаки неблагоприятного климата:

  • непродуктивная работа;
  • доносы, наговоры;
  • взаимное недоверие;
  • выставление коллег в негативном свете.

Коллектив создаётся ради достижения целей, и чем лучше атмосфера, тем продуктивнее будет деятельность. От мастерства менеджера зависит настрой каждого работника и всего коллектива.

Эффективные управленцы

Эффективным можно назвать того менеджера, который трудится с энтузиазмом, умеет ставить тактические задачи и выстраивать стратегию достижения долгосрочных целей. Такой человек чётко знает, какого результата требуется достичь, и ведёт к этому коллектив. Он анализирует предыдущие действия и делает выводы о том, что приводит к результату, а от каких мер нет эффекта. Эффективный менеджер признаёт ошибки, умеет их исправлять и способен отделять свои заслуги от чужих.

Неудачи компетентный управленец воспринимает как опыт, который пригодится для дальнейшей работы. Признаки хорошего менеджера:

  • обучаемость;
  • способность к самоконтролю;
  • умение распределять время;
  • знание этикета делового общения;
  • умение вести переговоры.

Эти качества можно развить в себе, если изучать теорию и применять знания в повседневной работе.

Факторы внешней среды

На результативность рабочих процессов, кроме психологического климата в команде, влияют внешние факторы.

Факторы внешней среды

Такие данные получены при изучении деятельности предприятий. Аспекты внешней среды, которые сказываются на работе персонала:

  • демографические особенности;
  • культура, менталитет;
  • климат;
  • география;
  • доступность технологических и кадровых ресурсов;
  • доля привлеченного капитала;
  • особенности государственного регулирования;
  • взаимоотношения с контрагентами.

Интенсивность воздействия этих факторов различается, и не все они влияют одновременно. Это учитывают при планировании деятельности.

Почему люди ходят на работу

Хотя есть возможность трудиться удалённо, большинство не готовы отказаться от привычного формата, подразумевающего работу в коллективе.

люди идут на работу

Одна из  причин — пониженный уровень ответственности по сравнению с удалённой деятельностью, вторая — невозможность выполнять работу вне предприятия в силу специфики профессии. Так, изготовить деталь или испечь хлеб можно только в цехе. Есть  много профессий, предполагающих, что человек должен находиться на рабочем месте: продавец, кондуктор, машинист, строитель.

Другие причины, которые учитывает психология в текущем управлении персоналом:

  • нежелание менять сферу деятельности;
  • стабильность;
  • стремление к общению;
  • возможность ощутить свою значимость.

Нештатные ситуации

Когда происходит нестандартная ситуация, руководитель получает возможность продемонстрировать сильные стороны.

Нештатные ситуации Линза

Его задача — быстро принять решения и сплотить коллектив. Происшествие может быть связано с производственными процессами или отношениями в коллективе. Когда возникает конфликт, менеджер применяет подходы, позволяющие разобраться и примирить стороны. Это опрос свидетелей, очные ставки и индивидуальное общение. При возникновении трудностей на производстве необходимо перераспределить персонал, чтобы ликвидировать последствия с наименьшими убытками.

Для повышения уровня компетенций менеджерам стоит проходить обучающие мероприятия, привлекать психологов, читать литературу. Саморазвитие и совершенствование позволят построить карьеру топ-менеджера.

Спасибо PR

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector